Страница 3 из 14
Табакокурение — «социальная привычка»
Показательным является такой факт: всем известно, что у французов деликатесом является блюдо из лягушатины. Если таким блюдом угостить, скажем, русского, то тот, не зная, что это, съест, съест с удовольствием, но стоит ему сказать, что он съел лягушку, его тут же стошнит, и это может повторяться при каждом воспоминании. Если же он станет жить в обществе французов, то это блюдо станет деликатесом и для него.
Таким образом, социальное у человека является доминирующим над психикой и биологией, и потому человек должен рассматриваться, как социопсихобиологический феномен, что не учитывали и не учитывают многие исследователи проблемы зарождения, развития, профилактики и избавления от пороков. А ведь все приобретенные пороки человека — социальны. Человек рождается чистым и беспорочным. Более того, его психика и биология долго и упорно сопротивляются таким порокам, как табакокурение и пьянство, отсюда и рвоты, тошноты, головные боли и прочие физические и психологические страдания, но социальное (мода, подражание, бахвальство и т. д.) побеждает.
Теперь разберемся, как происходит формирование и развитие порока, а главное, как избавиться от него, для чего обратимся к формуле социального порока. Внешне она очень проста и выглядит так: запрограммированность — употребление — привычка — установка.
Все социальные пороки, прежде чем развиться и проявиться, вводятся в сознание человека в процессе жизни (порой с пеленок) путем не истинной, а социально искаженной информации о явлениях, воспроизводящих пороки, свойственных определенному обществу в результате установившихся обычаев, традиций, религиозных установок и так далее. Эта искаженная информация, наслаиваясь, как бы программируется в сознании человека, все время являясь побуждающим фактором к проявлению порока.
Не вдаваясь в подробности психической сути этого сложного явления, что для рассмотрения поставленной задачи и не требуется, с целью массового восприятия (достаточно условно) оно обозначено словом — «запрограммированность».
В отношении вышесказанного очень показателен такой порок, как табакокурение. Он программируется в сознании людей еще с пеленок. Ребенок, не научившийся говорить и ходить, уже видит массу курящих людей и, более того, вынужден дышать этим дымом. В его сознание это явление жизни входит как обычное, естественное.
Подрастая, он начинает подражать взрослым и, свернув бумажку, изображает курильщика. Взрослые, стараясь уберечь ребенка от дурных игр, внушают ему, что это плохая игра, дети не курят, вот вырастешь, тогда другое дело. Так, в его сознание входит не только благословение на табакокурение, но последнее является показателем взрослости, а ведь все дети стремятся поскорее стать взрослыми. Получается замкнутый порочный круг — один фактор подхлестывает другой: курить можно взрослым, а раз закурил, то, значит, взрослый. Так опрометчиво поступают взрослые, и почти никто из родителей, даже если застал ребенка с сигаретой и очень встревожился, не приступает к настойчивому, систематическому убеждению своих детей во вреде и порочности табакокурения. Поругают, накажут, наконец, побьют, и на этом противокурительное воспитание заканчивается. А в это время в реальной жизни ребенок видит везде и всюду, в том числе и дома, курящих родителей, взрослых, подростков. Но, помимо этого, он видит без конца курящих любимых героев в кино, на экране телевизоров, в иллюстрированных книжках, и не только дядей и теть, но даже и зверей. У него складывается впечатление, что курят все, а значит, в этом ничего плохого нет. Так в сознании ребенка программируется установка на табакокурение, не говоря уже об искаженных, беспечных разговорах на эту тему среди школьников‑подростков.
А раз в сознании существует запрограммированность, то следующим этапом, к которому она побуждает, является употребление. Под «употреблением» нужно понимать действие (физическое, физиологическое), приводящее к самому факту проявления порока. Для удобства восприятий в случае, относящемся к табакокурению, будем называть «употребление».
И хотя табакокурение вызывает массу негативных явлений: физиологические (горько, противно, головокружение, тошноты, а бывает, И рвоты и т. д.); социальные (боязнь, что узнают родители, в школе, сложно приобретать сигареты и т. д.); экономические (непредвиденные финансовые расходы, а отсюда определенные трудности и т. д.) и некоторые другие, однако, благодаря воздействию запрограммированности, включающей в себя искаженные факторы морально‑этического и социального плана, через которые осуществляется выражение личности (взрослость, мужество, подражание героям и т. д.), — все преодолевается, и происходит привыкание.
Основой табачного дыма является никотин, который обладает наркотическими свойствами и в результате систематического табакокурения приводит к привычке. Под привычкой в данном случае надо понимать потребность в табакокурении. В дальнейшем человек от табакокурения (включая ритуал) начинает получать удовольствие, в его сознании складывается представление, что без него жизнь неполноценна и даже невозможна. Так вырабатывается установка.
Как известно, все многообразие явлений мироздания (неорганических, органических, биологических, социальных и т. д.) можно выразить в виде системы. Это значит, что каждое такое явление представляет собой определенную структуру, имеющую четко выраженные причинно‑следственные связи ее составляющих и действующую по определенным логическим законам. Человек тоже является очень сложной, оригинальной, саморегулируемой системой, подчиняющейся логическому закону взаимодействия различных (элементов) органов.
Согласно общей теории систем, каждая система должна отвечать определенному критерию устойчивости. Поскольку формула социального порока относится также к системе, рассмотрим, насколько крепки связи ее элементов и какие звенья наиболее уязвимы при «расшатывании» до ее полного разрушения (не прибегая к многообразию вариантов моделирования, ради экономии (времени).
Под «расшатыванием» надо понимать поиск слабых звеньев или их связей путем изменения параметров моделироваиия, с помощью которых можно обнаружить устойчивость и разрушить всю формулу.
Мы уже знаем, что в результате воздействия на разум человека информацией происходит запрограммированность, но поскольку человек еще не курил, то и представление у него складывается о физиологии курения условно‑субъективное, а не истинное. И только употребление создает как бы внутреннюю информацию — истинно‑субъективное представление, которое корректирует существовавшую до этого условную запрограммированность.
Так, человек, попробовав алкогольное изделие или табачный дым, в результате своих личностных многосторонних особенностей (психических, физиологических, биологических, социальных) испытывает порой совсем другие ощущения, чем представлял, и у него, как правило, складывается негативное отношение к зелью, скажем, из‑за неприятного головокружения, отвратительного запаха, тошноты, плохого общего состояния. Но в результате доминирующего воздействия социального фактора (подражания, бравады, моды, подстрекательства сверстников и т. д.), что и распространяет такой порок, как табакокурение, он преодолеет негативные факторы и выработает у себя привычку. Но если он и не станет курить, то «запрограммированность» не исчезнет без целенаправленной выработки крайне негативного отношения к табаку, а будет как бы завуалирована и всегда сможет проявиться, скажем, в экстремальных обстоятельствах. Имеются случаи, когда человек не курил всю жизнь, а в старости случилось большое горе, и он закурил. Ведь все говорят, что курить в горе помогает, вот и проявилась искаженная запрограммированность, которая побудила к употреблению, а значит, к пороку. Последнее доказывает устойчивость их связи, тем более что курильщики выискивают все новые и новые оправдания табакокурению, а новичков убеждают, что негативные явления временны, «с непривычки», они скоро пройдут, таким образом усиливая запрограммированность. Последние, привыкнув, тоже убеждают других, а значит, и себя, что табакокурение доставляет удовольствие, чем усиливают связь этих звеньев. Совершенно определенно выражена связь и последующих звеньев: как уже говорилось, употребление вырабатывает привычку, а последняя все время побуждает к употреблению. Привычка в свою очередь приводит к установке, когда человек уже не мыслит своей жизни без табакокурения. Но в то же время установка активизирует привычку за счет выработанной в сознании человека убежденности в невозможности дальнейшей жизни без табака. Из всего сказанного вытекает такой вывод: все соседние звенья формулы обладают четкой устойчивой связью, что создает устойчивость всей формулы. Именно поэтому табакокурилыцикам трудно отказаться от порока.
Духовные следствия табакокурения
В человеке, кроме видимого глазами тела и чувственно ощущаемой души, есть еще и дух. Дух как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит радость. Дух — вечная основа человека, для которого эта земная жизнь — часть непостижимо протяженного, вечного Пути. А единственный смысл этой весьма короткой жизни‑в приобретении истинных Знаний, самосовершенствовании и приближении к Богу.
«Совесть есть одно из осязательных проявлений жизни духа. Сообщив частицу своего всеведения, Бог начертал и требования Своей святости, правды и благости, поручив духу самому наблюдать за исполнением и судить себя. Эта сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право, а что неправо, со властию понуждает исполнить правое, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением».
Совесть указывает человеку Путь к спасению.
«Вся жизнь людская состоит из двух деятельностей: приведения своей деятельности в согласие с совестью и скрывания от себя указаний совести… Для достижения первого есть только один способ: нравственное просвещение — увеличение в себе Света и внимание к тому, что он освещает. Для второго есть два способа. Внешний способ состоит в занятиях, отвлекающих внимание от указаний совести (заботы, забавы, игры), внутренний состоит в затемнении самой совести и отравлении мозга одуряющими веществами». Но Мир так соразмерно устроен, что любое убегание от принятия существенно важных решений является занятием совершенно бессмысленным. Ведь у человека есть только два пути: ИЛИ ВВЕРХ, ИЛИ ВНИЗ. «Кто не со Мною; тот против Меня;- и кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12, 30).
Пьют и курят не от скуки, не для веселья, не потому, что приятно, а для того, чтобы заглушить в себе совесть. И если это так, то как ужасны должны быть последствия! Какова была бы та постройка, которую бы строили люди не с прямым правилом, по которому они выравнивали бы стены, не с прямоугольником, которым бы они определяли углы, а с мягким правилом, которое сгибалось бы по всем неровностям стены, и с угольником, приходящимся к каждому — и острому и тупому углу.
А ведь благодаря одурманиванию себя, это самое делается в жизни. Жить не приходится по совести — совесть сгибается по жизни. Это делается в жизни отдельных лиц, это же делается и в жизни всего человечества, — слагающегося из жизни отдельных лиц. Как только предстоящие к решению вопросы начинают мучить, человек прибегает к этим средствам и спасается от беспокойства, вызываемого тревожащими вопросами. Сознание перестает требовать разрешения их, и неразрешенные вопросы остаются неразрешенными до следующего просветления и начинают загнивать, рождая болезни и состояние хронического несчастья. Но при следующем просветлении повторяется то же, и человек годами, иногда всю жизнь продолжает стоять перед теми же нравственными вопросами, ни на шаг не продвигаясь к разрешению их. А между тем в разрешении нравственных вопросов и состоит все движение жизни…
Наблюдение о том, до какой степени курение заглушает голос совести, можно сделать над всяким почти курильщиком.
Всякий человек нашего среднего воспитания признает непозволительным нарушать спокойствие и удобство, а тем более рисковать здоровьем других ради своего удовольствия. Но из 1000 курильщиков ни один не постесняется напустить нездорового дыма в комнаты, где дышат воздухом некурящие женщины, дети.
Курение — преступление против второй главной заповеди — любви к ближнему. Грех хочется оправдывать. Стихийные софисты (а таких чрезвычайно много среди курильщиков, потому что с собственной, пока еще живой, совестью, надо что‑то делать) скажут, что «мы любим ближних как самих себя, мы курим, пусть и они курят с нами заодно или терпят, ведь надо быть терпимыми, да и нас большинство, а большинство всегда право, а остальные, если не хотят дышать табачным дымом, пусть не дышат вообще». Иными словами умрут, — так получается!
Итак — «легион имя мне, потому что нас много» (Мк. 5,9). Грешить — дело человеческое, а оправдывать грехи — дело дьявольское.
А каков будет для человека результат его измывательства над ближними? У Святого Иоанна Кронштадтского сказано: «Острие скорби, которое ты вонзишь невинно в чужое сердце, войдет и в твое сердце по строгому Закону Возмездия: какою мерою мерите, такою и вам мерить будут» (Мф. 7, 2). Не хочешь скорби, не делай ее и другому».
За последние десять лет курящие скатились еще ниже. Если раньше они стеснялись, слушали внушения, то сейчас они не видят и не слышат никого, кроме себя, не желают терпеть никаких ограничений для своего «хочу». На ближних им полностью наплевать. Поэтому сейчас, по сути, они на деле готовы, путем удушения убить ближнего и делают это. И постоянно себе лгут, закрывая глаза на это. Они — насильники и убийцы для всех, кто с ними рядом, и для всех, кого случайно встретят на дороге.
Табакокурение — это и форма медленного самоубийства. Человек, даже не осознавая этого, как бы решает: «У меня не получается жить гармонично, в радости, реализовать себя, поэтому я должен умереть». Табак является средством бегства от жизни. А куда можно убежать от жизни? Только в смерть. Итак, курильщик на деле готов убить себя. А самоубийство страшнее смертного греха — как посягательство на Права Бога.
Употребление табака огрубляет личность, затрудняя и делая невозможным восприятие самых тонких духовных сторон жизни, являющихся единственным источником истинной, непостижимой, совершенной радости. Впрочем, курильшик табака о совершенной радости ничего и не узнает. Потому что «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть» (Мф. 6, 24). Страсть эта препятствует развитию распознавания (поэтому такого человека легко обмануть), упрощает и опускает человека. Затемняя духовные, освобождает чувственные переживания, создает состояние самообмана, легкой эйфории.
Курение уравнивает сознания по нижней планке, — планке «большинства». В особенности заметно это касательно Высших (духовных) истин. У святителя Григория Богослова сказано: «В практической жизни допускается иногда решение истины большинством мнений, но в высших истинах может и большинство заблуждаться. Наше нравственное сознание не одобряет зло и грех, хотя оно и всеобщно».
Каждый внимательный и непредвзятый наблюдатель может заметить, что когда собирается даже весьма интеллигентный, но курящий коллектив, не чуждый «духовных интересов», и люди в нем закуривают, общение между ними быстро опускается на бытовой уровень, появляется смехотворчество, цинизм (нравственное отупение), состояние умственного отупения и упрощения, прекращается настоящее творчество. Впоследствии дают о себе знать огромная усталость и упадок сил. Особенно это заметно некурящему наблюдателю.
Известно, что при деградации освобождается количество энергии, пропорциональное исходной сложности системы. Эта энергия по Закону сохранения не может просто «исчезнуть». Если все пострадали, так куда же она исчезает?
Святым Иоанном Кронштадтским сказано: «Человек воскуряет почти непрестанно острый и пахучий дым — принося это, как бы постоянное кадило, демону, живущему во плоти, — заражает этим дымом воздух жилища своего и воздух внешний и пропитывается этим зловонием сам. Поглощаемый постоянно дым сообщает (сердечному чувству) плотяность, грубость, чувственность…Все помыслы, заботы и даже учения направлены к земле. Человек стал весь земля, прах».
Итак, Богу воскуривают ладан, а бесам — табак…
Табакокурение олицетворяет всеобщность греха, становящегося в общественном сознании уже нормой. Курящие и потворствующие им выдумали себе свои собственные нормы, олицетворяющие позицию этого большинства.
Табакокурение целиком держится на предательстве. Во‑первых, человек, начав курить, чтобы быть «как все», продает свою совесть миру. Сигарета в зубах — тонкий знак продажности. Человек как бы говорит: «Я готов пойти вам навстречу» — «во многом», «почти во всем», «во всем». «А что я? — я как все». «А что вы мне за это дадите?». «Меня не забудьте, ведь я с вами». Потому курильщик — всегда человек с подлостью в душе. Во‑вторых, РАВНОДУШНЫЕ, ТЕРПЯЩИЕ ЧУЖОЕ КУРЕНИЕ И ПОКОРНО МОЛЧАЩИЕ ПРЕДАЮТ ОБРАЗ БОЖИЙ В СЕБЕ, чтобы, вопреки Правде, «сохранить хорошие отношения» или «сохранить семью» и так далее, то есть остаться друзьями этому миру. Но было нам Сказано Господом: «Друг миру враг Мне». Потому такой молчащий уже делает этим своим молчанием страшный выбор.
Итак, табак, затемняя совесть, закрывает от человека путь к спасению. Совесть постепенно притупляется, привыкая к греху. Нераскаянные грехи удерживают человека в рабстве у табака. А время идет: человек привыкает прощать себе все, перестает говорить себе правду, ощущать Бога, грех, добро и зло. Он встает на путь духовной смерти.
Табак — это практическое безбожие. Он одурманивает, а нам было заповедано: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который Час Господь ваш придет!» (Мф. 24, 42).
Курение надежно изолирует человека от горнего духовного Мира — и все его «вдохновение» и «творчество» теперь будет растратой давно накопленного, или будет иметь противоположный горнему Миру источник.
У святителя Григория Богослова сказано: «Если приступаешь к какому делу и не видишь на то воли Божией, ни за что не делай того. Не оставляй воли Божией, чтобы исполнять волю людей».
Однако чаще люди, приступая к творчеству, поступают так, как описывал Л.Н. Толстой: «Если я не курю, я не могу писать», — говорят обыкновенно. Что же это значит? А то, что тебе или нечего писать или то, что ты хочешь написать, еще не созрело в твоем сознании, и оценивающий живущий в тебе критик, не одурманенный табаком, говорит тебе это. Если бы ты не курил, ты или оставил бы начатое и подождал, когда (…) уяснилось бы или постарался бы вдуматься, напряг бы все свое внимание на уяснение своей мысли. Но ты закуриваешь, сидящий в тебе критик одурманивается, и задержка в твоей работе устраняется то, что тебе трезвому от табаку казалось ничтожным, представляется опять значительным; то, что казалось неясным, уже не представляется таким; возражения скрываются, и ты продолжаешь писать, и пишешь много и быстро, а качество все никудышнее…».
Святитель Феофан Затворник указывает, что «естественное отношение составных частей человека должно быть по Закону подчинения меньшего большему — таково тело должно подчиняться душе, душа духу, а дух же, по свойству своему, должен быть погружен в Бога. При сем сила духа над душою зависит от соприсутствующего ему Божества, сила души над телом — от обладающего им духа. По отпадении от Бога дух потерял свою силу и подчинился душе, душа, не возвышаемая духом, подчинилась телу. Человек всем существом своим погряз в чувственность».
Чувственность (животность) влечет человека к греху, являющемуся нарушением Законов Божьих — энергетических Законов Вселенной. Грехи многообразны и, по мере погружения в них, человек духовно и душевно слепнет и совсем перестает осознавать их.
Подобный, отпавший от Бога, человек, потеряв внутреннюю опору и не имея смысла жизни, представляет собой закрытую изнутри систему, в которой (в соответствии со вторым принципом термодинамики!), как и во всякой закрытой системе, падает жизненный тонус (душевно ощущается как снижение настроения, вялость, апатия, нарушение сна) и накапливается хаос (чувство внутреннего дискомфорта, напряжения и тревоги, вспышки агрессивности и злобности, прогрессирующее безволие). Появляется постоянный и неосознаваемый энергетический голод. Человек сеет вокруг хаос в виде беспорядка в делах и всякой грязи (грязные мысли, чувства, слова, дела, просто бытовая грязь и нечистоплотность).
Стержнем его личности становится ЭГОИЗМ — противопоставление себя окружающему миру. Точнее, для эгоиста этот мир, от которого он плотно закрылся в своих душевных переживаниях, как бы и не существует. Его глубоко поврежденное ложью естество видит беспредельный объективный мир перевернуто и запутанно: свое малое, сиюминутное — видится огромным и большим, а большое внешнее — малым и неважным. Огромная внутренняя гордыня закрывает от него покаяние, то есть возврат к Богу, как источнику жизни, сил и радости. И он начинает добывать энергию из окружающих.
Такое, лишенное благости, состояние может развиться неопределенно рано, в совсем детские годы. Но видимо проявится при резких изменениях в энергообмене с окружающим миром — при возрастных переменах в самом человеке или при социальных переменах в его окружении, когда человеку начинает не хватать сил. Например:
— ребенок тех родителей, которые не любят ни друг друга, ни других людей, а потому неуравновешенные, враждующие, ссорящиеся и выпивающие;
— подросток, не воспитанный в вере, не имеющий духовной опоры, одолеваемый нарастающей чувственностью, старающийся понять свое место в мире;
— юноша, призванный в армию;
— человек, пришедший после учебы на работу или вынужденно сменивший ее, и так далее.
При переменах окружения человека ожидает одиночество. Этого он боится. Но испытание надо пройти. Если выдержит, и не смешается с кем попало, переступив через себя, то он очень скоро найдет близкое ему по духу окружение.
А общество внушает другое: тебе трудно — закури, ведь все вокруг курят, сигарета поможет войти в новое окружение, избавит тебя от внутренних проблем (то есть от совести и страха Божьего). Не обращай внимания ни на кого, кури. ЕСЛИ ТЫ НЕ КУРИШЬ, ТО ТЫ НЕ НАШ и навсегда останешься среди нас чужим. И человек закуривает. Закурив, становится частью сообщества, ведь все общение в нем происходит только в виде перекуров.