Табачников выгнали из Америки и Европы, зато пригрели в России. Теперь главный санитарный врач России Геннадий Онищенко грозится подать в суд на табачные компании за «никотиновый геноцид российского народа».
Дойдёт ли дело до реального суда? Табачные компании, теряя свой доход в США и Европе из-за антиникотиновых законов, хлынули к нам. Ведь российские законы традиционно защищают бизнес, а не здоровье граждан. В этой проблеме попытался разобраться «АиФ» вместе с экспертами.
Третья мировая
Табачная война в России — не отечественная, а мировая. 95% российского табачного рынка контролируют 4 транснациональные компании, представленные в основном американским, английским и японским капиталом. И особый накал боевым действиям придаёт тот факт, что на родине и в других цивилизованных странах они потерпели полное и окончательное поражение — там масштабы курения сокращаются. По сути, там этот бизнес сворачивается, и табачные деньги перекладываются в другую корзину — производство продуктов, пива и т. д. И лишь в России, Украине, Китае и некоторых странах Азии число курильщиков увеличивается. Это последний плацдарм для табачников. И главные события в России происходят на фронте «лёгких» и «мягких» сигарет.
— Осенью будет принят федеральный закон о табачной продукции, который легализует такие определения сигарет, как «лёгкие», «очень лёгкие», «с низким содержанием смол», — рассказывает Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации обществ потребителей. — Эту статью в законе пробили табачники, сейчас эти определения никак не контролируются и все подобные термины вне закона. Эта поправка очень важна в России, у нас запредельно высокий уровень курения среди мужчин — 70%. И ресурса для роста уже нет. А вот среди женщин и молодёжи — есть, и они чаще начинают курить «лёгкие» и «мягкие» сигареты, считая их безопасными. Эти поправки внесены именно для них. Женщины и молодёжь охотно поддаются рекламным и маркетинговым приёмам и начинают курить.
Например, число курящих женщин в России выросло за 15 лет в три раза и достигло 25%. Но это не предел — число дымящих женщин может достигнуть 40%. Отсюда и большое количество «гламурных» сигарет — «суперлайтc», очень тонких, с ментолом и другими ароматизаторами. Всё это — маркетинговые приёмы. На самом деле такие сигареты не безопаснее, это доказано учёными, и вся эта мягкость и лёгкость — лишь обман потребителя. И именно по этим пунктам Геннадий Онищенко будет судиться с табачными компаниями.
Обманчивая лёгкость
О том, что в «лёгких» и «мягких» сигаретах с низким содержанием смол канцерогенов может быть выше крыши, «» рассказал Давид Заридзе, член-корреспондент РАМН, директор Научно-исследовательского института канцерогенеза Онкологического научного центра РАМН:
— Несколько лет назад мы по заказу Международного противоракового союза провели тестирование «Мальборо», «Кента», «Лаки Страйк» и других сигарет из 30 стран. Смол в них было немного, а вот содержание так называемых специфических табачных нитрозаминов (это главные и самые сильные канцерогены табака) было высоким и колебалось в разных сигаретах, отличаясь в 10 и более раз. Кроме них в сигаретах есть ещё так называемые ПАУ (полициклические ароматические углеводороды). Эти канцерогены образуются из смол во время горения сигареты, и в сигаретах с низким содержанием смол их меньше. Но такие сигареты могут быть очень опасны за счёт нитрозаминов. Об этом свидетельствует и статистика. ПАУ действуют специфично, вызывая так называемый плоскоклеточный рак лёгких и пищевода, а нитрозамины — другой вид рака, аденокарциному. И сейчас, когда количество смол в сигаретах уменьшается, растёт количество аденокарцином лёгкого и пищевода. Кроме того, нитрозамины вызывают рак полости рта, гортани, глотки, повышают риск рака желудка, печени и других органов. Производители могут снижать содержание этих канцерогенов, но делать это пока не обязаны — их содержание никак не контролируется. В результате в продаже масса сигарет с запредельными дозами нитрозаминов. Мы проводили исследования российского рынка и обнаружили самые высокие их концентрации в «Вирджинии слимс». Рамочная конвенция ВОЗ по борьбе против табака предусматривает в будущем контроль за нитрозаминами, и это очень важно.
— Всё это подчёркивает особую важность борьбы против «лёгких» и «мягких» сигарет, — говорит Дмитрий Янин. — Но у табачников есть огромные возможности для лоббирования. Потеряв свои позиции в Европе, они вкладывают основные ресурсы в России и на Украине. Бизнес супервыгодный. Судите сами: в Польше пачка сигарет стоит 1,3 евро. Из них 1,2 евро — налоги, оставшиеся 10 евроцентов (это примерно 3,5 рубля) окупают всё производство, рекламу, лоббирование. Неслучайно у нас очень медленно идёт борьба с табачниками, да и акцизы на сигареты самые низкие.
Новый закон тоже во многом мягче зарубежных законодательств. Устрашающие картинки он не предусматривает, а предупреждающие надписи у нас тоже будут облегчёнными и не столь категоричными. В Европе на табачных изделиях пишут: «Курение является причиной импотенции», а у нас будут писать: «Курение может являться причиной импотенции». Чувствуете разницу? А может и не являться… И так во всём, наши сигареты будут самыми лёгкими, мягкими и пушистыми.
К 2020 году дымить будем меньше
Директор Департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека МЗСР РФ Марина Шевырева:
— Наша страна входит в число стран с наиболее высокой (более 50%) распространённостью употребления табака. Возраст, в котором дети начинают курить, приближается к 8 годам.
Законодательство РФ до настоящего времени создавало самые благоприятные в Европейском регионе условия для развития табачной отрасли, что привело к приходу на наш рынок многих табачных корпораций, вытесняемых с рынка других стран. Требуется внести ряд серьёзных изменений в законы «Об ограничении курения табака», «О рекламе», Налоговый и Административный кодексы. В 2008 году будет определена Национальная стратегия по борьбе против табака и план по реализации Рамочной конвенции ВОЗ, обеспечена деятельность Межведомственного координационного совета по борьбе против табака. Планируем снижение употребления табака не менее чем на 2% ежегодно (30-25% к 2020 году).
Умер в суде от рака лёгких
100 млн. долл. выиграл Р. Бэкен по иску против компании Philip Morris (США, 2001 год).
81 млн. долл. постановил выплатить суд вдове и детям жителя Орегона, который курил «Мальборо» на протяжении 40 лет (США, 2003 год).
22 млн. долл. отсудила Мерил Джоунс у Philip Morris (США, 2005 год).
Крупнейший иск, выигранный у табачных компаний государством, — 246 млрд. долл. (!), отсудили в 1998 году американские власти у своих же табачных компаний. Производители сигарет в США обязались выплатить эту сумму в течение 25 лет. Деньги пойдут на лечение американских курильщиков. Фактически их лечат на деньги российских курильщиков, которые ежегодно кладут в кошельки американских табачников миллионы долларов.
В России единственный судебный процесс начался в 2001 году. Пенсионер Иван Прокопенко из Петербурга подал иск на табачную фабрику «Петро», правопреемницу Ленинградской табачной фабрики им. Урицкого. Пенсионер был уверен, что папиросы «Беломорканал» (произведённые фабрикой имени Урицкого) вызвали у него рак лёгкого, и требовал 2 млн. рублей. В 2003 году Иван Прокопенко скончался. Дело закрыли.
Источник: соб. информ., РИА Новости
Вялая борьба
- 2001 год — принятие закона «Об ограничении курения табака». Запрет курения на рабочих местах, в зданиях лечебных, образовательных учреждений.
- 2004 год — внесены изменения в закон. Запрещена продажа табачных изделий не только в организациях здравоохранения, культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территории образовательных учреждений, но и ближе чем в 100 м от них.
- 2007 год — кафе и рестораны обязали организовать зоны, свободные от курения. Ужесточили требования к рекламе.
- 2008 год — принят закон о присоединении России к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, которая предполагает активную борьбу с курением на всех уровнях.
- В Японии служащий, не курящий полгода, получает 190 долл. премиальных.
- В Малайзии тем, кто поборол пагубную привычку, кредиты выдаются на льготных условиях.
- В Голландии всем гражданам от 12 до 16 лет, которые с помощью тестов доказывают, что они не курят, ежемесячно выплачивают 200 долл.
- Шведские студенты, обучающиеся в норвежском Осло или датском Копенгагене, получают стипендию от специального фонда лишь в том случае, если они не курят.
- В Германии некурящий гражданин платит за медстраховку на 40% меньше, поскольку для медицины он обходится дешевле.
Михаил Боярский:
— Мой стаж курильщика около 50 лет. И я не собираюсь завязывать. Мне нравится сам процесс. Что значит выпить чашку кофе без сигареты? Или водку? Это же невозможно.
К тому же сигарета сближает. Даже посторонний человек, с которым ты дымишь в одной курилке, становится ближе. Я знаю, что это вредно, но охота пуще неволи. Был момент, когда в моём лёгком обнаружили дырку, и я месяц не курил. Но когда ко мне пригласили суперпрофессора и тот сказал, что всё нормально, я снова взялся за сигареты.
Но я никому не навязываю свою точку зрения. Мои дети? Сын курит, а дочка (актриса Елизавета Боярская. — Прим. ред.), конечно, нет. Считаю, что женщинам не надо курить — им это не идёт«.
Анастасия Стоцкая:
— Могу выкурить две-три сигареты в день. Например, после хорошего обеда. Это своего рода релаксация, дыхательные упражнения — глубоко вдыхаешь дым и глубоко выдыхаешь. Помогает, когда нервничаешь. Временами я бросаю курить. Но сложно не брать в руки сигарету, когда все вокруг дымят. Хотя думаю, что при желании смогу бросить в любой момент.
Почему я не курю?
Владимир Винокур:
— Бросил курить 20 лет назад, хотя до этого почти 25 лет смолил. Помог случай. На гастролях в Австралии напрочь потерял голос. Меня отвезли к мест-ному врачу. Она, это была женщина, поставила диагноз — несмыкание связок. А потом переводчик передал её слова: «У вас профессиональное горло курильщика, все эти отёки, которые сейчас мешают разговаривать, со временем могут превратиться в раковые опухоли. Дело ваше: хотите — курите, хотите — нет». Я вышел из кабинета врача, бросил в урну пачку сигарет и не курю до сих пор.
Мария Арбатова:
— Курила лет с пятнадцати и очень много. Но 11 лет назад поставила на этом точку. Поняла, что курение проблем не решает, а добавляет неприятностей. Это было нелегко. Первые пять лет мне даже снилось, что я курю. Но справилась. Правда, какое-то время поглощала семечки.