В дыму иллюзий

Социальная реклама: девушка в платье из сигарет высокомерно выдыхает дым. Подпись: «Уже не модно». Это способно подействовать на тех, кто только решает, начать курить или нет. Но ничего не значит для тех, кто ранним утром судорожно шарит по сумкам и карманам в надежде найти забытую пачку сигарет или отправляется в рабочую курилку за двойным удовольствием — от табака и от общения. О том, что дает и что отнимает у нас курение, читательницам «Красоты & здоровья» рассказывает Римма Федоровна Теперик, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры нейро- и ­патопсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.

Жанна СЕРГЕЕВА: Почему люди начинают курить и когда это чаще всего происходит?

Римма ТЕПЕРИК: Начинают курить влюбом возрасте. Взрослые используют сигарету каксоломинку, палочку-выручалочку втяжелой, выбившей изколеи ситуации. Уподростков главная причина— подражание взрослым. Некоторые закуривают изпротеста— именно потому, чтонельзя. Сначала этоэксперимент, который может инеиметь продолжения. Ноесли вкурении будут найдены индивидуальные смыслы, если возникнет психологическая потребность, эксперимент перерастает взависимость.

Ж. С.: Как можно понять, что зависимость от курения сформировалась?

Р. Т.: Первый показатель — когда отсутствие сигарет заставляет курильщика нервничать, он заранее запасается ими, начинает их стрелять у других, может побежать ночью в магазин… Второй — невозможность контролировать количество выкуриваемых сигарет. Человек пытается бороться с привычкой, как?то себя ограничивать, но ничего не получается.

Ж. С.: А какое количество сигарет в день считается угрожающим?

Р. Т.: О зависимости обычно говорят, если человек выкуривает больше 10–12 сигарет в день. Но с психологической точки зрения доза неважна. Например, при сосудистой патологии даже одна сигарета в день может быть убийственной. И если человек не в состоянии от нее отказаться, у него формируется зависимость вокруг одной сигареты.

Ж. С.: Зачем же мы курим?

Р. Т.: У курения есть важные психологические функции. Многим людям оно помогает завязывать новые отношения, поддерживать контакты, заполнять паузы… Другая его функция — это совладание с кризисом, стрессом. Я хочу отметить, что субъективное переживание «вот покурил — и стало легче» носит исключительно психологический характер и не имеет никакого отношения к физиологии. Да, рецепторы нервных клеток привыкают к определенному уровню никотина, и, когда этот уровень падает, возникает никотиновый голод. Но даже когда вы его удовлетворяете, легче на душе не становится. Это самовнушение.

Ж. С.: Еще курение достаточно тесно связано с работой.

Р. Т.: Да, иногда происходит вплавление сигареты в профессиональную деятельность. У курильщика может быть бессознательное желание структурировать время, и он делает это с помощью перекуров. В профессиях, подразумевающих серьезные эмоциональные перегрузки (например, у артистов), курение — способ условного расслабления. Оно подчас связано и с интеллектуальной деятельностью. Среди моих пациентов были пишущие люди, которые говорили, что без сигареты не могут написать ни строчки, и лекторы, для которых было мучительно читать лекцию и не курить. Они считали, что курение помогает им думать.

Ж. С.: Может ли обстановка на работе вынудить человека закурить?

Р. Т.: Исследования личностных характеристик курильщиков показали, что если человек социально конформен (хочет быть как все) и все вокруг него курят — он тоже закурит. А нонконформист в этой ситуации курить не станет. В США сейчас курение считается явлением асоциальным — стало быть, курить, скорее всего, будут асоциально настроенные люди.

Ж. С.: И выслушивать обидные слова от своих некурящих подруг или партнеров…

Р. Т.: Вы можете выбрать, как относиться к ситуации: или отказаться от этой привычки — или от этого мужчины, который позволяет себе резкие высказывания о вашей внешности или запахе. Хотя такие слова и неприятны, они обычно объективны, и к ним имеет смысл прислушаться, как?то реагировать.

Ж. С.: А по каким причинам люди бросают курить?

Р. Т.: Не так часто, как можно предположить, это зависит от состояния здоровья. Обычно человек легко прощает себе поступки, которые вредят его физическому состоянию. Влияние ближайшего окружения — вещь тоже сомнительная. Самый здоровый мотив, побуждающий отказаться от курения, — стремление к свободе, желание расстаться со своей зависимостью. Курение может нравиться, оно удобно своей вещественностью и зримостью. А желание бросить курить — это победа над своей слабостью.

Ж. С.: Что делать человеку, который решил бросить курить?

Р. Т.: Конечно, лучше всего пойти к специалисту. Но если человек хочет самостоятельно справиться с этой проблемой, пусть сам решает, что ему делать, ищет возможности и информацию. Имеет смысл поговорить с теми, кому удалось бросить курить без чьей?либо помощи. В конце концов, есть литература на эту тему, в частности книга Алена Карра «Легкий способ бросить курить». При всей одиозности книги там присутствуют здравые идеи.

Ж. С.: Как можно помочь курящему близкому?

Р. Т.: Здесь есть риск: в семейных отношениях любые разговоры на любые темы могут нести двойной смысл. Например, супруги говорят о курении, но на самом деле речь идет об их отношениях. Угнетение курильщика за курение может быть способом его подавления, демонстрации власти над ним. Чтобы такого избежать, надо к этой теме обращаться деликатно и редко, в моменты глубинного взаимопонимания. Агрессия и назойливость дадут обратный эффект.
Если курить начинает подросток, родители могут сказать ему: «Ты способен быть взрослым и без этого». Они должны адресоваться к его индивидуальности, стремлению к уникальности: «Посмотри, все так делают, а ты особенный». Если родители курят сами, они могут приводить медицинские аргументы, рассказывать о влиянии курения на здоровье и интеллект. И, наконец, можно никак не реагировать: если подросток только попробовал курить, ему может не понравиться, и он сам бросит. А если начать борьбу, он станет курить из протеста.

Ж. С.: Как вести себя, если близкий человек решил бросить курить?

Р. Т.: Лучше вообще никак не комментировать эту тему, не приставать к нему с расспросами. И при этом внушать веру в победу: «Ты справишься, мы в тебя верим!» Расстающийся с вредной привычкой человек находится в сложной ситуации, его терзают сомнения. Лучшей помощью будет молчаливая поддержка.

Ж. С.: А есть ли люди, которым не рекомендуется бросать курить?

Р. Т.: Я слышала такую версию от врачей, но сама в нее абсолютно не верю. Если человек нездоров, ему надо бросить курить. Если он пока еще здоров, ему тоже стоит это сделать. Я не верю в антиникотиновую пропаганду: на Западе к пачкам сигарет приклеивают устрашающие картинки, огромными буквами пишут о том, что будет с курящим человеком, но это обычно ни на кого не влияет. Бросать курить или нет — решение человек принимает сам. Но если бы курильщик спросил меня, как поступить, я бы сказала: курение — вещь иллюзорная. Расслабиться, общаться, думать можно и без сигареты. А самое грустное, что на каком?то этапе человек превращается в раба своей привычки. Поэтому любому здравомыслящему человеку стоит отказаться от курения, чтобы стать свободным.