— Курение чаще всего начинается с любопытства и почти всегда кончается болезнью. Теперь впервые пробуют курить даже в шесть-семь лет. Чем раньше человек пристрастился к табаку, тем труднее бороться с привычкой. Лет 30-40 назад начинали курить обычно двадцатилетние, те, кто уже работал. Сейчас сигареты покупают 14-15-летние подростки. К сожалению, табачная зависимость формируется у 99 процентов людей, куривших хотя бы три-четыре года.
— Существует ли грань, «лакмусовая бумажка», которая поможет определить момент, когда «баловство» становится болезнью?
— Известен тест шведского врача Фагерстрома. Он состоит из семи-восьми вопросов, по которым можно определить степень зависимости. Один вопрос наиболее важен: когда вы закуриваете первую сигарету? Сразу после пробуждения, через час, после завтрака? Если вы хватаетесь за сигарету в первые полчаса после пробуждения, значит, уже есть физическая зависимость от табака. Это типичный симптом наркотической зависимости. Ведь никотин — тоже наркотик, только он не дает эффекта эйфории, в отличие от героина или кокаина. Другой показатель зависимости — то, что вы теряете способность контролировать свою привычку, не можете с легкостью бросить курить. После многочисленных исследований медиков всего мира табакокурение и табачная зависимость были официально внесены в международный перечень заболеваний — своеобразный реестр болезней, который периодически пересматривается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Мировая цивилизация признала курение болезнью.
— Владимир Филиппович, вы сказали, что никотин не дает состояния эйфории. Но чем тогда он так притягателен для миллионов людей?
— Тут действительно есть своеобразный парадокс. Сигарета — не более чем «бумажная соска», которая в принципе ничего не дает. Изначально вкус сигарет неприятен практически для всех. Зачем же люди курят?
История табака в жизни человека насчитывает почти пятьсот лет. В Европу его привез из Америки Колумб. Очень долго табак использовался в основном в ритуальных и санитарно-гигиенических целях: окуривали жилище, отпугивали насекомых, раскуривали трубку мира. Позже табак пытались использовать как лечебное средство. Со временем возник нюхательный табак, появились изящные табакерки — и стали элементом культуры аристократии. Но и тогда использование табака было минимальным.
— Когда же табак завоевал миллионы страстных поклонников?
— Поворотным моментом стало изобретение сигареты. В начале ХХ века родилось массовое фабричное производство табачных изделий, автоматы начали штамповать по сто сигарет в минуту. По времени это совпало с годами первой мировой войны. Множество молодых мужчин оказались собраны вместе в условиях бытового дискомфорта, частых периодов томительного ожидания между боями. Им предложили сигареты — и они сразу стали активно курить. Табак поставлялся в армию наряду с едой или сапогами. И очень быстро, за два-три года, стал неотъемлемой частью военной жизни.
— И никто не подозревал о вреде табака?
— Долгое время никто просто не задумывался о том, как курение влияет на организм. Впервые в начале 50-х годов группа английских медиков провела исследования и показала, что заболеваемость раком легкого среди курильщиков в десятки раз выше, чем у некурящих. С тех пор много лет нарастал поток исследований, которые доказывали вредность курения. К 70-му году все было ясно. Например, в России сейчас примерно 42 процента мужчин умирают в возрасте 35-69 лет от причин, связанных с табаком.
— Есть мнение, что бросить курить — затея почти безнадежная и медицина тут бессильна.
— Марк Твен сформулировал его примерно так: «Нет ничего проще, чем бросить курить. Лично я делал это раз двадцать». С другой стороны, часто говорят, что те, кому все же удается бросить курить, делают это сами, без медицинской помощи. И то, и другое мнение не совсем правильно. Дело в том, что до последнего времени в России просто не существовало никакой медицинской помощи курильщикам, решившим расстаться с сигаретой. В тех же странах, где такая помощь есть, большинство бросает курить с помощью врачей. В целом же из ста курильщиков самостоятельно отказаться от сигареты способны лишь один-два человека.
— По моим наблюдениям, очень часто человек явно стесняется собственного решения бросить курить. Хотя, казалось бы, стремлением освободиться от «злой» привычки стоит гордиться.
— Увы, это проблема стереотипного отношения к табаку, которое сложилось у нас в стране. Общеизвестно, что, к примеру, в США курить стало уже неприличным, это признак низкого уровня культуры.
— Наверное, пора объединить накопленный международный опыт по борьбе с курением?
— Это уже происходит. Сейчас ВОЗ разработала специальную Конвенцию по контролю за табаком. Готовится международный договор по преодолению всемирной табачной эпидемии. Дело в том, что сегодня практически не существует национальных табачных компаний — они все международные. В цивилизованных странах идет успешная борьба с этими компаниями, их вытесняют с рынков — и они перемещаются в развивающиеся страны, в том числе в Россию. Кстати, в нашей стране финансовые вложения в табачную промышленность стоят сегодня на первом месте среди всех международных инвестиций. Так вот, усилия по борьбе с табаком тоже становятся международными. Вплоть до процедуры предъявления исков табачным компаниям для компенсации потерянного здоровья. Уже сейчас в некоторых странах компании платят огромные деньги по таким искам.
— Ну а чем можно сегодня помочь человеку, страдающему от этого рабства, не на глобальном, а на личном уровне?
— Существуют разные методы помощи в отказе от курения. Они направлены на три основные цели. Первая — это мотивация. Нужно укрепить в сознании курильщика установку на отказ от табака.
Вторая цель — помощь в преодолении никотиновой зависимости, снятии так называемого «синдрома отмены». Отход от привычки вызывает определенный дискомфорт, даже страдания. Их надо облегчить. И, наконец, третья — ускорение дезинтоксикации. Вещества, содержащиеся в табаке, неизбежно отравляют организм. Необходимо как можно быстрее от них избавиться.
Для достижения этих трех целей используются и психотерапия, и лекарства, и физиотерапия. В последнее время разработаны действительно эффективные методы лекарственной помощи, никотинозаместительная терапия. Человеку дают очищенный никотин в безопасных дозах и формах. Рецепторы, «требующие» привычной дозы, блокируются, «успокаиваются». Это помогает снять физическую зависимость от сигарет. Такие средства существуют в виде пластыря и жвачки, пилюль и спреев — суть их воздействия от этого не меняется.
— Как вы относитесь к методам гипноза, «кодирования» при лечении табачной зависимости?
— Это тоже методы психотерапии. Но, на мой взгляд, они более грубы и менее эффективны. В нашем центре используется комплексная методика, которая сочетает психологическую и лекарственную терапию. К сожалению, у нас в стране официально не существует такой бесплатной медицинской услуги: лечение табачной зависимости. Приспосабливаясь к этим условиям, год назад мы решили проводить бесплатные групповые занятия. Набираем людей по предварительной записи. Желающих очень много, группы у нас небольшие, но постепенно мы все же стараемся принять всех желающих. В течение часа обучаем людей своей методике, рекомендуем все необходимые препараты. Эти занятия организуют совместно сотрудники Московского центра гигиенического образования и Онкоцентра.
Полагаю, что пора и нам подумать о предъявлении исков табачным компаниям. Они по меньшей мере могли бы компенсировать людям расходы на лечение от табачной зависимости.