Открыт ген табакозависимости

51-8274213Курильщики, пытавшиеся отказаться от сигарет и потерпевшие неудачу, скоро смогут предъявить еще одно оправдание: они родились с генетической зависимостью. В ходе первого подобного исследования ученые обнаружили ряд генетических черт, характерных для зависимостей, наследуемых, по-видимому, курильщиками, которые пытаются, но не могут расстаться с этой привычкой.

Ученые полагают, что эти выводы могут скоро открыть путь к проверке генетических особенностей людей, чтобы увидеть, можно ли отучить их от сигарет с помощью специальных методов лечения.

«Долгосрочная надежда состоит в том, что идентификация генетических переменных у курильщиков поможет определить, какой тип лечения наиболее эффективен», – заявил Джед Роуз из Университета Дюка в Дарэме, Северная Каролина.

«Знание генетических особенностей курильщика показывает, насколько интенсивно его надо лечить. Людям, имеющим проблемы в силу своей генетики, возможно, нужно более интенсивное лечение, чтобы победить зависимость», – сказал д-р Роуз. Новое исследование табакозависимости наводит на мысль, что гены играют важную роль, изначально делая человека зависимым от курения и затрудняя отказ от привычки на самой ранней стадии.

Это часть более широкого исследования генома человека по выявлению генов, по-видимому, играющих важную роль в формировании психологических особенностей личности – таких черт, как наследственная предрасположенность к зависимости или рискованному поведению.

«Это исследование впервые дало нам возможность выделить гены, связанные со способностью к отказу от курения», – говорит д-р Нора Волков, директор Американского национального института проблем злоупотребления препаратами в Вашингтоне.

«Оно знаменует собой движение от идентификации генетики уязвимости перед зависимостями к идентификации генетической основы успешного воздержания. Эти знания могут повлиять на рейтинг успешности программ по отказу от зависимостей, помогая специалистам выбрать самое подходящее лечение на основе индивидуальных особенностей пациента».

Ученые, работу которых финансировали американское правительство и компания – производитель сигарет Philip Morris, изучили более 520 тыс. генов, чтобы сравнить генетические вариации тех людей, кто успешно бросил курить, с генетическими вариациями тех, кто пытался бросить, но не смог.

«Мы обнаружили 221 ген, отличающий тех, кто успешно бросил, от тех, кто потерпел неудачу», – заявил д-р Джордж Уль, проводивший этот анализ в Национальном институте изучения злоупотребления препаратами.

«Мы знали функции примерно 187 из этих генов, но функции 34 в настоящий момент неизвестны».

«Мы также обнаружили, что 62 из генов, которые мы ранее идентифицировали как играющие роль в привыкании к другим наркотикам, также вносят свой вклад в никотиновую зависимость», – заявил он.

«Эти выводы дают дополнительную поддержку идее, что никотиновая зависимость связана с такими же генетическими уязвимостями, что и зависимость от других, законных и противозаконных, препаратов».

Один из генов, которые, похоже, различаются у тех, кто бросил курить, и тех, кто не может порвать с зависимостью, называется кадерин-13 и производит вещество, участвующее в контроле над связью нервных клеток и мозга, заявил Роуз. «Курильщики, чьи связи в нервных клетках работают неправильно, возможно, более уязвимы к зависимости, и их отказ от привычки может оказаться трудным. Эти выводы открывают новые возможности в поиске конкретных целей лечения».

Другой из генов, связанных с зависимостью от курения, как известно, тоже играет роль в контролировании того, как люди реагируют на стресс, – ген производит белок, который важен в руководстве процессами научения в мозгу, заявил Уль.

Следующий этап исследования будет включать в себя разные формы лечения, позволяющего бросить курить, чтобы проверить их эффективность для людей с разным генетическим строением, заявила Волков.

«Скоро мы сможем использовать эту информацию при подборе методов лечения для курильщиков, которым они с наибольшей вероятностью принесут пользу».

Стив Коннор, Independent