Мириам Стоппард «Бросим курить» — Cтраница 3

Страница 3 из 10

Петербридж рассказал мне историю своей болезни. Он был заядлым курильщиком и не придавал особого значения постепенному ухудшению самочувствия. Был уверен, что никакая серьезная болезнь, связанная с курением, ему не грозит. В последние пять лет он практически превратился в калеку.

Мы провели интервью с Петербриджем для нашей телепрограммы в качестве поучительного примера для телезрителей. Продемонстрировали рентгенограмму Петербриджа, сделанную несколькими месяцами раньше, с характерной классической картиной пораженного легкого — это было понятно даже неспециалисту.

Неделю спустя после съемок состояние Петербриджа резко ухудшилось. Было проведено повторное обследование, и к своему ужасу я узнала, что у него — рак легких. Петербридж из группы людей среднего возраста с «умеренным риском преждевременной смерти» сразу же перешел в разряд людей с «исключительно высокой степенью риска смерти».

Попытаемся выяснить, что же привело Петербриджа к гибели. Мог ли он что‑нибудь предпринять в разные периоды своей жизни, чтобы уменьшить опасность заболевания раком легких? Можно ли было вообще избежать этой болезни? Как ему следовало изменить свой уклад жизни, чтобы сохранить здоровые легкие?

Подобно большинству курильщиков, Петербридж начал курить подростком. Свою первую сигарету он курил с отвращением. Удовольствия не доставили и вторая, и третья сигареты… Его мутило и кружилась голова. Выкурив около десятка сигарет, мальчик наконец‑то понял, какие затяжки ему надо делать, чтобы не тошнило, не душил кашель и т. д. После этого он почувствовал себя куда увереннее.

Хотя курение на первом этапе и не доставляло никакой радости, он все равно продолжал курить, потому что вокруг курили все мальчики, а выделяться из компании ребят ему не хотелось. Если он отказывался курить, над ним подшучивали. Таким образом, мальчик находился под социальным давлением, и первые выкуренные сигареты можно назвать «социально‑групповыми». Но прошло немного времени, и Петербриджу вдруг захотелось курить, а очень скоро он ощутил приятное удовлетворение от курения сигарет в одиночку.

Большинство людей начинают курить в детстве или юности. Поэтому, если человек воздерживается от курения до 20 лет, то вероятность того, что он начнет курить позже, резко снижается. Долг всех родителей и учителей делать все возможное, чтобы уберечь детей от этой вредной привычки.

Ниже перечисляются факторы, побудившие Петербриджа начать курить в подростковом возрасте. По этим же причинам начинают курить в основном все дети.

Большинство друзей курят.

Давление со стороны друзей.

Желание казаться взрослым.

Стремление казаться значительным.

Желание казаться грубым и сильным (как киногерой).

Родители курят.

Братья и сестры курят.

Любопытство.

Дух бунтарства.

Сигареты легко достать.

Первостепенная задача родителей состоит в том, чтобы отвлечь интерес детей на другие вещи.

Если обращаться с ребенком в кругу семьи как со взрослым, то потребность самоутверждаться среди друзей с помощью курения отпадет.

Старайтесь больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, затевайте подвижные игры. Внушайте ребенку, что он должен вырасти сильным, здоровым и спортивным.

Родительский авторитет играет большую роль. Замечено, что в семьях, где родители не курят и не одобряют курения, очень низкий процент курящих детей.

Но вернемся к Петербриджу. К семнадцати годам он уже работал, а по вечерам учился. Работать приходилось много, и он очень уставал. В это время Петербридж обнаружил, что курение помогает расслабиться или, наоборот, сосредоточить внимание во время занятий в вечерней школе. Он пил много крепкого чая и кофе, впрочем, как и все курящие.

К двадцати годам Петербридж курил уже автоматически, а количество выкуриваемых в день сигарет без фильтра достигало 30. Но и тогда он все еще чувствовал себя хорошо. По утрам его не мучил кашель курильщика. Он не страдал простудными заболеваниями зимой, а признаков бронхита пока не обнаруживалось. Он даже играл за футбольную команду своего района. Иными словами, мы имеем дело с сильным и здоровым молодым человеком.

Вот некоторые из ответов вопросника, предложенного Петербриджу.

1. Считаю курение расслабляющим и приятным занятием.

2. Не помню случая, чтобы хотя бы одна выкуренная сигарета не принесла мне удовольствия.

3. Я закуриваю сигарету в следующих случаях:

  • когда зол;
  • когда ощущаю снижение работоспособности;
  • когда хочу проснуться;
  • когда хочу взбодриться при встрече с друзьями;
  • когда расслабился, и мне хорошо;
  • когда обеспокоен и немного расстроен;
  • когда хочу отвлечься от каких‑либо мыслей.

4. Что мне нравится в самом процессе курения:

  • наблюдать за дымом, когда я его выдыхаю;
  • просто ощущать сигарету в руках и во рту;
  • брать в руки пачку сигарет и зажигалку;
  • сам ритуал прикуривания сигареты и то, что заняты руки.

5. Наверное, мне нравится курить, потому что:

  • иногда я вдруг обращаю внимание, что у меня одновременно две зажженные сигареты, а я этого даже и не заметил;
  • очень нервничаю, когда у меня кончаются сигареты и приходится поздно вечером выходить к автомату, чтобы их купить;
  • стоит мне воздержаться от курения в течение двух часов, как желание выкурить сигарету становится нестерпимым;
  • иногда, куря сигарету, ловлю себя на том, что не помню, в какой момент ее прикурил;
  • когда приходится напряженно работать, то могу выкурить пять сигарет подряд в течение получаса, даже не отдавая себе в этом отчета;
  • с сигаретой в руке ощущаю полный комфорт, а без нее вдруг замечаю, что мне чего‑то недостает.

Исповедь Петербриджа показывает, что он относится к классической группе заядлых курильщиков. Ему нравится держать в руках сигарету. Но многие народы изобрели другие способы занять чем‑нибудь руки. Например, в странах Средиземноморья люди пользуются четками. Кстати, если вам нравится просто держать сигарету в руках, то, возможно, будет легче избавиться от этой привычки, если вы займете руки какой‑нибудь изящной и приятной на ощупь вещицей. Это может быть брелок для ключей, небольшая игрушка, красивая ручка или карандаш и т. п.

Петербридж рассматривал курение как своего рода допинг. Но физическая нагрузка средней интенсивности (например, быстрая прогулка вокруг квартала) тоже взбодрит и доставит вам неменьшее удовольствие. Подумайте о том, что занятия физическими упражнениями могут помочь вам избавиться от курения.

Многие курильщики используют сигареты в качестве эмоциональной поддержки, палочки‑выручалочки, когда жизненные ситуации усложняются. Но ведь курение не разрешает проблем и не отгоняет их прочь. Если в трудных ситуациях вы будете обращаться к сигаретам как к палочке‑выручалочке, то вскоре заметите, что стали больше курить, т. к. сигареты все меньше помогают в борьбе со стрессовыми состояниями. Не лучше ли вместо этого выйти из дому и прогуляться, пойти в гости или заняться чем‑нибудь отвлекающим.

Если вам, как и Петербриджу, сигареты помогают расслабиться и успокоиться, то, возможно, вы принадлежите к разряду тех людей, которые наслаждаются курением в определенные часы суток. Это может быть и утренняя сигарета за чашкой кофе, и вечерняя — после ужина.

Если бы люди курили только для того, чтобы получить удовольствие, положение было бы не таким сложным, т. к. в этом случае довольно легко найти заменитель удовольствия.

Некоторые из ответов Петербриджа свидетельствуют о том, что он психологически пристрастен к курению (например, тот факт, что он очень нервничает, когда у него кончаются сигареты). Если вы причисляете себя к этой категории, то скорее всего курение уже не доставляет вам удовольствия, а кажется простой необходимостью. В этом есть и положительный момент: если вы сразу разрушите собственную психологическую зависимость от сигарет, то, возможно, вам больше не захочется снова проходить через все неудобства отвыкания от курения.

Не пытайтесь бросить курить, постепенно снижая количество выкуриваемых в день сигарет. Необходимо сразу «обрубить концы»: выбрать день, выкурить последнюю сигарету и бросить совсем. Конечно, не обойдется без трудностей. Особенно тяжелыми будут те моменты, в которые вы привыкли выкуривать «любимые» сигареты. Поэтому особенно важно правильно и всесторонне подготовить себя к этому. Однако помните, нестерпимое желание выкурить сигарету длится всего несколько минут. Можно отвлечь себя, выпив стакан воды, съев конфету или переключившись на дело, требующее от вас наибольшей сосредоточенности.

Если вы подобно Петербриджу курите автоматически, то курение превратилось просто в привычку и уже не доставляет вам истинного удовольствия. Если вы зажигаете новую сигарету, забыв о том, что еще одна уже лежит в пепельнице, тогда вы действительно принадлежите к этой группе. Большинство привычек, связанных с курением, ассоциируется с определенными ситуациями и определенными видами деятельности. Поэтому ваши мысли на этой неделе должны быть направлены на то, чтобы:

1) изменить свои привычки, режим дня и окружение;

2) отказаться от утреннего кофе, заменив его фруктовым соком;

3) после ужина пить чай, если вы обычно пили кофе;

4) не оставаться за столом по окончании обеда;

5) посещать те рестораны и кафе, где не разрешают курить;

6) на собраниях и совещаниях садиться рядом с некурящим;

7) оставлять дома сигареты, когда отправляетесь на работу и т. д.

Что же касается Петербриджа, который в 20‑летнем возрасте выкуривал по 30 сигарет без фильтра в день, то давайте посмотрим диаграмму (рис. 1), которая показывает, какому риску он подвергал свое здоровье, и, наоборот, насколько бы он оздоровил свой организм, бросив курить еще тогда.

Рис. 1 Зависимость между риском преждевременной смерти и возрастом начала курения

В каждой возрастной группе уровень смертности среди курящих выше, чем среди некурящих, а также среди тех, кто начал курить позже.

Если, например, мы включим Петербриджа в возрастную группу 45‑54 года, предположив, что он выкуривает только 19 сигарет в день, то увидим, что смертность в этой группе составляет 15 человек на тысячу. Если бы он никогда не курил, то это соотношение составило примерно 5 человек на каждую тысячу. Другими словами, курение в три раза увеличивает опасность смерти даже в возрасте от 45 до 54 лет.

Рис. 2. Зависимость между риском смерти от рака легких и количеством выкуриваемых в день сигарет

Чтобы приблизительно подсчитать, на сколько лет Петербридж продлил бы себе жизнь, бросив курить, посмотрите на колонку с обозначением возраста 55‑56 лет. В этой группе средний уровень смертности составляет около 20 человек на каждую тысячу. При условии, что организм очень быстро оздоравливается, как только человек бросает курить, мы можем предположить, что Петербридж, бросив курить, вдвое уменьшил бы риск собственной гибели.

В 20‑летнем возрасте Петербридж выкуривал 30 сигарет в день. И тогда шансы заболеть раком легких у него были в 15 раз выше, чем у некурящего молодого человека. Если бы он сократил количество выкуриваемых в день сигарет до 10, то вероятность заболевания уменьшилась в три раза (рис. 2). Петербридж не воспользовался возможностью в три раза увеличить шансы остаться в живых! Запомните:

Вы — не вечны.

Если вы выкуриваете от 15 до 25 сигарет в день, то у вас лишь один шанс из восьми не заболеть раком легких.

Если вы выкуриваете 25 и более сигарет в день, то у вас один шанс из пяти.

Если вы успокаиваете себя тем, что вероятность погибнуть, переходя дорогу, еще выше, то ошибаетесь. Курение уносит в семь раз больше жизней, чем автокатастрофы.

Курение как средство отвлечения может быть особенно притягательно в момент снижения физической нагрузки. Ведь не увидишь человека, который бежит и одновременно курит. Это ему просто не придет в голову. Ограничение подвижности и связанный с этим недостаток физических ощущений требует компенсации. К сожалению, таким вредным заменителем стало курение. Однако могут быть и другие средства отвлечения. Речь идет о специальных дыхательных и физических упражнениях, паузах саморегуляции, которые, занимая совсем немного времени, могут тем не менее дать очень хороший эффект.

Эти средства саморегуляции должны «включаться», как только возникает состояние внутреннего конфликта, неопределенности, напряжения. Именно в этот момент человек может начать машинально крутить в руках какие‑либо предметы, ерошить волосы, грызть карандаш илизакурить. Внутренний конфликт вызывает необходимость какой‑то разрядки. Поэтому, систематически приучая себя к использованию специальных физических упражнений, можно добиться многого. Важно, чтобы эти упражнения были просты, не нарочиты, легко выполнимы в любых условиях.

Доведенные до автоматизма психорегулирующие упражнения могут быть весьма полезны. Однако их надо выполнять систематически. В противном случае не исключено привыкание к ним и снижение их силы как средства разрядки и «дренажа» эмоций.

Необходимо четкое понимание важности и нужности упражнений, потому что их механическое выполнение может стать бессмысленным. В этой связи автоматическое.включение» тех или иных средств саморегуляции всегда должно сопровождаться словесным подкреплением типа: я сильный, полностью расслаблен, дышится легко и приятно, нервы успокаиваются, все будет хорошо, упражнения придают силу и уверенность и т. д.