Мосгордума отклонила законопроекты о запрете курения в общественных местах и организации вентилируемых курилок для жертв пагубной привычки. Депутаты решили, что эффективнее совсем запретить сигареты. Во фракции «Единая Россия» произошел раскол — на курящих и некурящих.
В среду столичные депутаты обсуждали поступившие из Госдумы законопроекты поправок в федеральный закон «Об ограничении курения табака» и Кодекс РФ об административных нарушениях. Суть проекта законодательного собрания Санкт-Петербурга сводилась к расширению списка объектов, в которых запрещается курение (рестораны, бары, кафе и пр.). В документе предлагается запретить курить везде, кроме специально отведенных для этого мест, оборудованных вентиляцией. Второй законопроект – Совета федерации – не только расширяет перечень запрещенных для курения мест и устанавливает в качестве требования к организации места для курения наличие вентиляционных систем, но и предлагает ввести административную ответственность за нарушение требований к «курилкам».
Рассмотрев оба законопроекта, Думская комиссия по здравоохранению и охране общественного здоровья не поддержала ни один из них. Как напомнила на заседании председатель комиссии Людмила Стебенкова, в апреле Россия ратифицировала Конвенцию ВОЗ по борьбе против табака, и теперь ее надо выполнять.
По словам Стебенковой, зарубежные и отечественные исследования показали, что создание отдельных помещений для курения и оборудование их вентиляцией не способны снизить загрязнение воздуха от табачного дыма до уровня, безопасного для здоровья.
Поэтому такая мера не способна оградить от пассивного курения. Единственным способом защитить людей от вредного воздействия вторичного табачного дыма является введение полного запрета курения в закрытых помещениях.
«Согласно исследованиям ВОЗ, боковой поток дыма, выделяемого сигаретой вне момента затяжки, в 4 раза канцерогенней и вредней втягиваемого дыма за счет низкой температуры горения, – напомнила Стебенкова. – Люди многих профессий (официанты, бармены) теряют здоровье, потому что постоянно вынуждены находиться в табачном дыму». Кроме того, по ее словам, мировой опыт свидетельствует о том, что финансово вложившиеся в организацию мест для курения заведения в последующем отказываются переходить в разряд «для некурящих».
По мнению Стебенковой, подобные законопроекты по всему миру «вбрасывают» сами табачные компании, и многие законодатели попадаются на эту «удочку». «Обязательное введение вентиляционных систем и крупных штрафов за их отсутствие является мерой, активно лоббируемой табачной индустрией, так как позволяет избежать полного запрета на курение в общественных местах», – уверена она. А депутат Сергей Митрохин обратил внимание на норму одного из законопроектов, запрещающую курение в полете продолжительностью менее 5 часов – при том, что сейчас курение на борту самолета запрещено в принципе.
«Эти законопроекты противоречат Конвенции ВОЗ, которую мы ратифицировали, – поддержал председателя комиссии по здравоохранению спикер Мосгордумы Владимир Платонов. – Одобрять их и дорабатывать не имеет смысла, это полумеры, от которых вреда больше, чем пользы. Мы не должны создавать курильщикам льготные условия. В Европе санкции против курящих не вызвали никакого протеста, действия властей, наоборот, были приняты положительно».
Насущная тема задела за живое столичных депутатов: пожалуй, впервые за время существования в Мосгордуме фракции «Единая Россия» в ее рядах произошел раскол.
Курящие депутаты посчитали предложенный подход дискриминационным и отказались под ним подписываться. Они проводили аналогии с запретом алкоголя и даже усомнились, так ли уж опасно пассивное курение: по словам единоросса Игоря Антонова, «в Голландии, где можно курить везде, продолжительность жизни составляет 78 лет».
«Меня возмущает такая дискриминация части населения, – заявил депутат Михаил Москвин-Тарханов. – И заботы о здоровье здесь не просматривается». «У нас уже есть множество законов, которые не работают, – поддержал тему Герасимов. – Я не понимаю, как можно запретить курить в местах массового скопления людей. Запретительными мерами ничего не добьешься, надо сделать так, чтобы курить стало немодно». «На Западе есть специально оборудованные комнаты, и все там работает», – поделился опытом заграничных поездок Александр Милявский.
Депутат Антонов напомнил коллегам, что курильщиков в России более 50%, а среди избирателей – и того больше.
Также он сообщил, что в Баварии партия ХСС потеряла часть избирателей из-за запрета курения в барах. Кроме того, как считает Антонов, если товар не запрещен к реализации, значит, должны быть и места для его потребления. «Винтовку покупать тоже можно, но стрелять из нее где попало уже нельзя», – возразил ему Александр Крутов из стана некурящих. «Давайте тогда запретим продавать табачные изделия и приравняем их к легким наркотикам, – обиделся Антонов. – Тогда и проблем не будет».
По мнению депутата Александра Семенникова, «нельзя травить курильщиков, как зайцев, крича «ату!».
«Курильщики такие же граждане России, как и заключенные, алкоголики и наркоманы, – очень своеобразно затупился за них Семенников. – Их уже не вернуть, рецидив огромен. И мы должны учитывать их интересы». «Не надо превращать заседание в спор между курящими и некурящими, – взывал к коллегам Платонов. – Мы никому не запрещаем курить, а лишь пытаемся защитить от дыма некурящих.
В конце концов, видя, что противоречия по ключевому политическому вопросу практически неразрешимы, спикер применил свой административный ресурс: напомнил о том, что отведенное регламентом время давно прошло. Этот аргумент остудил спорщиков, и они проголосовали за отрицательный отзыв, предложенный комиссией по здравоохранению.
Впрочем, курильщики отыгрались, когда Стебенкова предложила пойти дальше и обратиться к председателю Государственной думы Грызлову и председателю правительства РФ Путину с просьбой «обратить внимание на уловки табачной индустрии, активно лоббируемые в новых законопроектах». В частности, в этом обращении предлагалось полностью исключить табачные компании из процесса принятия решений по контролю за курением, а также пресечь контакты властей с представителями табачного бизнеса, которые сейчас осуществляются в форме различных советов при парламентах и министерствах. Кроме того, предлагалось повысить в 5 раз специфические ставки акцизов на табачную продукцию с 2009 года с дальнейшим повышением, пока акцизы не будут составлять 2/3 розничной цены. Увидев, что страсти снова накаляются, спикер перенес обсуждение этого вопроса до лучших времен и закрыл заседание.