Когда турецкий султан Мурат IV впервые попробовал кальян, он запретил его в своей стране под страхом смертной казни. Душистый, чуть пьянящий, прохладный аромат Мурату так понравился, что он испугался, что его подданные, вкусив того же, станут любить его больше своего властелина. Подданные все же курили – и Мурат безжалостно их казнил. Но потом спохватился, еще больше испугавшись остаться один. Тогда он снял с кальяна запрет – и сам к нему пристрастился.
Было это в 1633 г. К тому времени кальян уже курили во многих странах Востока. Его родиной считается Индия – именно там изобрели прибор для курения, состоящий из трубки с мундштуком, нижний конец которой опущен в сосуд с водой, и шланга, введенного в этот сосуд выше уровня воды. Таким образом, вдыхаемый дым проходит через воду, охлаждаясь и очищаясь от вредных примесей. В тех первых кальянах в качестве сосуда использовался пустой кокосовый орех.
Индусы курили кальян, чтобы снять напряжение и остаться наедине со своими мыслями. Они научили этому персов, те – сирийцев и египтян, но лишь в Турции курение кальяна приобрело ритуальный характер. И именно турецкие серебряных дел мастера сделали кальян произведением искусства, придав ему нынешний вид, который не меняется вот уже несколько столетий.
Начинается кальян с верхней чашечки, которую наполняют табаком. Трубочный не годится – табак для кальяна должен быть сырой и рыхлый, “как рисовая похлебка”. Лучше всего черный иранский табак. Он так крепок, что его вымачивают несколько раз, иначе он будет только во вред. Иногда в табак добавляют мелкие яблочные, апельсиновые или мандариновые дольки или другие добавки – всего не перечислить. В Египте, например, курят смесь иранского черного табака с густым сахарным сиропом. Египтяне говорят, что “табак дает вкус, а сироп – спокойствие мыслей. Самые же дорогие “приправы” мог позволить себе только султан. Ему наполняли кальян смесью опиума, ароматических трав и молотого жемчуга. А сверху вместо дубового уголька (так делали только простолюдины) клали кусочек хорошо высушенного верблюжьего навоза, который хранился в специальных кладовых. Ничто не тлеет так медленно и ровно, как сухой верблюжий навоз.
Опиум сегодня официально запрещен и “в открытую” его не курят. Однако ему есть замена – листья бетеля. Бетель – очень жгучая трава, и добавлять ее надо совсем чуть-чуть. Кстати, во многих азиатских странах бетель смешивают с пальмовым маслом и известью, катают из них шарики и жуют. Таджики называют это нос, египтяне – натс. В Египте его не только жуют, но и курят через кальян. Это называется “шиша”. Аромат шиши легок и чрезвычайно приятен, но обманчив – особенно для европейца. Если перекурить, то приятное расслабление может обернуться депрессией. Ноги и руки вдруг начнут холодеть, голову сдавит железным обручем, на лице выступит холодный пот.
Поэтому на Востоке вам никогда не предложат шишу. Даже если вы будете просить ее попробовать из “спортивного интереса”. Скорее всего “белому” человеку предложат табак, вымоченный в вине (сами арабы, конечно, этого не признают). Такой кальян можно курить, пока вода в сосуде не станет совсем коричневой. Но ваши легкие будут чисты, как у младенца, ведь кальян – не сигара и тем более не сигарета… Если табака покажется мало, то можно выплеснуть половину воды из сосуда и долить его ромом, как это делали аравийские пираты. А еще лучше добавить крепкий арак – тот, что сделан из сока финиковой пальмы, а не из риса. Главное, помните о том, что нельзя смешивать в кальяне разные напитки.
И еще надо помнить следующее: кальян – это залог дружбы и источник ссоры. Если у вас большой кальян, который могут курить одновременно несколько человек (он имеет несколько дырочек для мунштуков), то вы обязаны предложить его гостю – иначе оскорбите его. В 1841 г. между Турцией и Францией произошел дипломатический кризис, чуть не приведший к войне – только потому, что султан отказался предложить французскому послу покурить вместе с ним кальян…
Вообще кальян требует особого к себе отношения. Например, его никогда не ставят на возвышение, а держат всегда на полу, и никогда не передают из рук в руки. И главное, его не курят между делом, для этого есть определенное время и место. В Стамбуле, например, иные любители проводят за кальяном по пять часов к ряду, попивая кофе и слушая уличный шум.
В Стамбуле очень популярны кальян-кафе, где подают кофе с кальяном. Самое популярное – “Эрзурум-салон”, открытое более века назад эмигрантом из Армении, чей сын сегодня является владельцем кафе. В этом заведении вдоль прилавка выставлены около 60 кальянов, большинство из которых доступны всем, но некоторые надо резервировать за несколько дней. Когда прибывает клиент, хозяин сам выбирает кальян, чистит его и заворачивает небольшое количество сырого табака. Затем заполняет дно кальяна водой, обвязывает бронзовое горлышко, чашечку и трубку (чтобы не обжечься) и отдает заказчику. Официант, все это время держащий котелок с горящими углями, аккуратно вынимает два уголька металлическими щипцами и кладет их на верх табачной розетки. Начинается “кейф”. Дым кальяна заметно мягче сигаретного и слегка опьяняет. И не хочется никуда спешить…
У турок есть поговорка: “кто курит кальян, тот не работает”. Сигарета горит три минуты, человек с сигаретой подвижен и суетлив. Если вы курите сигару, то уже не будете суетиться. Трубка делает вас еще более степенным: ее надо прочищать, набивать, разжигать, и все это время вы будете занят делом. Кальян же с фруктовым табаком выкуривается не менее чем за час, с черным иранским – за два часа. А это сочетается только с тишиной и мыслями. Недаром говорят, что у тех, кто курит кальян, мысли такие же длинные, как шея кальяна.