Бросить курить или Удар по «легким»

Возможно, в скором времени российские курильщики не найдут на прилавке привычных сигарет с маркировкой «light». Реальностью такая ситуация может стать, если Роспотребнадзор подаст в суд иски о признании подобной маркировки вводящей в заблуждение и выиграет дела. А «главврач» России Геннадий Онищенко, судя по всему, настроен серьезно. Правда, и «табачным королям» (большая часть которых в России – иностранцы) не привыкать к атакам борцов с курением. Ситуация, меж тем, весьма прискорбна: в России курят более 40 миллионов человек. Курят 63% мужчин, 30% женщин, 40% юношей и 7% девушек. При такой тенденции, скоро будет впору приводить и статистику по младенцам, тем более что сумасшедшие курящие матери встречаются все чаще. Возможно, вы привыкли к крупным цифрам, ежегодно выдаваемым Минздравсоцразвития, и 40 миллионов вас уже не пугают. Тогда более крупные числа специально для вас: по данным, которые приводит РИА Новости, в 2006 г. россияне выкурили 375 миллиардов (!) сигарет. То есть примерно по 2800 сигарет на каждого жителя, включая младенцев и немощных стариков. А в пересчете на только курящих жителей России цифра еще более страшная.

Но оставим эти печальные цифры министру здравоохранения и социального развития Татьяне Голиковой и Росстату. Попробуем разобраться в ситуации, которая, словно айсберг, плавает под поверхностью, казалось бы, более важных и насущных проблем россиян. Впрочем, важность борьбы с курением вроде как была неоднократно отмечена в ходе нацпроекта «Здоровье». И одним из самых больших шагов России навстречу к этому самому здоровью стало принятие в этом году Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Пункт «а» статьи 11 части III именно этой конвенции содержит следующие строки: «упаковка и маркировка табачных изделий не должны стимулировать продажу табачного изделия любым путем, который является ложным, вводящим в заблуждение или обманным, либо создающим неправильное впечатление о его характеристиках, воздействии на здоровье, опасностях или выделяемых продуктах, включая любой термин, описание, торговую марку, символический или любой иной знак, которые прямо или косвенно создают ложное впечатление о том, что определенное табачное изделие является менее вредным, чем другие табачные изделия. Они могут включать такие термины, как «с низким содержанием смол», «легкие», «очень легкие» или «мягкие».

Именно этим пунктом и воспользовался главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, когда пригрозил табачным компаниям судом. Правда, вряд ли нападки со стороны Роспотребнадзора сейчас очень сильно беспокоят интернациональные корпорации и немногочисленных российских производителей табака. Их гораздо больше интересует принятие федерального закона «О техническом регламенте на табачную продукцию». ФЗ не был принят до того, как Россия ратифицировала Конвенцию ВОЗ, а она, в свою очередь, накладывает достаточно много ограничений, в том числе и по маркировке «легкие». Кстати, на сегодняшний день запрет на эту маркировку существует уже более чем в 45 странах мира, в том числе в ЕС, Австралии, Канаде, Бразилии и даже в Армении и Украине. Получается, что Конвенция противоречит многим пунктам ФЗ «О техническом регламенте» (который, кстати, был принят в первом чтении). И поскольку теперь российское законодательство следует привести в соответствие с «вышестоящей» Конвенцией, придется внести изменения и в проект ФЗ. Это очень не нравится табачным компаниям. Их логику понять тоже можно: уж лучше отдать 30% или даже 50% под надпись о вреде курения (все равно заядлых курильщиков она вряд ли остановит), чем отменять, по сути, сложившиеся бренды «легких» сигарет (вот тут курильщик уже может и задуматься).

«Федеральным законом №87-ФЗ «Об ограничении курения табака» устанавливаются предельные показатели содержания в дыме сигареты никотина и смолы как для сигарет с фильтром, так и для сигарет без фильтра. Эти показатели не могут превышать 14 миллиграмм смолы и 1.2 миллиграмма никотина на сигарету с фильтром и 16 миллиграмм смолы и 1.3 миллиграмма никотина на сигарету без фильтра. Вышеуказанный Федеральный закон также обязывает производителей табачной продукции указывать содержание смолы и никотина в дыме сигареты на каждой упаковке (пачке) табачных изделий», — пояснили Накануне.RU в ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» – одном из лидеров российского рынка табачной продукции. Заметим, о маркировке речи не идет. Другими словами, понятие «легкие» – весьма растяжимо, оно никак не регламентировано, и зависит по большому счету только от воли самого производителя.

«Маркировка «легкие» – это по сути некая качественная характеристика продукта. Как правило, у производителей есть полновкусовые сигареты, а сигареты с меньшим содержанием смолы и никотина, как правило, производители называют «легкими». Еще меньше смолы и никотина – сигареты, как правило, получают название «суперлегкие» или «ультралегкие». Это зависит от содержания смолы и никотина в сигаретах одного семейства», — рассказал нашему агентству директор по вопросам нормативного регулирования ассоциации производителей табачной продукции «Табакпром» Сергей Филиппов. И тут опять же все понятно: во-первых, не все покупатели «легких» сигарет выбирают их из-за их «меньшей вредности» – кому-то может просто нравиться вкус. Во-вторых, если покупатель предпочитает сигареты с меньшим содержанием никотина и смолы, ему просто проще будет ориентироваться в магазине, не нужно будет искать маленькие цифры на дне пачки. Однако у всей этой, на первый взгляд, благостной картины есть одно, но очень большое «НО». То, что производитель не обманет покупателя, и не напишет «легкие» на «крепких» сигаретах – никак не регламентируется законом и, соответственно, отвечать за это никто не будет. Думается, уверений производителей в их искренности будет мало. Если маркировку «легкие» убрать, ориентироваться будет сложнее, но, по крайней мере, никто вас и не обманет.

Онищенко прав в том, что многие люди действительно отождествляют «легкие» сигареты с менее вредными. Производители табака правы в том, что человек, покупающий сигареты, должен понимать, что «менее вредных» сигарет не бывает. При этом хочется отметить следующее: если убрать с сигарет маркировку, курильщики, отдающие предпочтение этой марке, вряд ли бросят ее курить. А вот те, кто ищет «менее вредные» сигареты, возможно, уйдет ни с чем, возможно, вообще не закурит. Все это теория, но если есть шанс, то почему бы его не использовать?

Кстати, табачные компании выступают за максимальную информированность покупателя. «Курильщики не должны полагать, что «легкие» («light») и «сверхлегкие» («ultra-light») марки являются «безопасными», «более безопасными» или «менее вредными» по сравнению с обычными марками сигарет и что они помогут бросит им курить. Безопасных сигарет не существует. Курение вызывает привыкание и является причиной серьезных заболеваний, в том числе смертельных. Единственный способ снизить риск заболеваний, связанных с курением – бросить курить.
В России, как и повсюду, где мы ведем свой бизнес, мы выступаем за всестороннее и согласованное законодательное регулирование, охватывающее все аспекты производства, маркетинга, сбыта и потребления табачной продукции»,
— отмечают в компании «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг». Об этом же говорит и Сергей Филиппов: «Позиция табачной индустрии однозначна, мы много раз заявляли об этом: безопасных сигарет не бывает, вне зависимости от того, есть на них маркировка «легкие» или нет. Мы считаем, что если кто-то предпочитает «легкие» сигареты, то он должен быть информирован о том, что это не менее вредно. Здесь, на наш взгляд, должен работать принцип максимального информирования потребителя о свойствах продукции, а не принцип запрета каких-то слов. Важен подход. Нужно не запрещать, а информировать».

А теперь вторая часть заявлений Онищенко – по поводу дешевых сигарет. Напомним, главный санитарный врач России заявил, что 40% производимых в России сигарет относятся к низкой ценовой категории. «Я считаю, что табачники умышленно не допускают роста цен в дешевом сегменте. Это значит, что они втягивают в процесс курения молодежь», – сказал глава Роспотребнадзора. Тут тоже интересная ситуация: с одной стороны, действительно, в продаже есть сигареты,- которые стоят меньше булки хлеба и проезда на общественном транспорте. С другой стороны, государство имеет прекрасный рычаг давления на эти самые цены – акцизы. «На стоимости сигарет может отразиться только уровень налогообложения. Государство ежегодно повышает акцизы на табачную продукцию, причем процент повышения этих акцизов выше, чем инфляция. Геннадий Онищенко говорит о сигаретах низшего ценового сегмента, то есть подразумеваются сигареты без фильтра. По оценкам экспертов, индексация акцизов на сигареты без фильтра составляет примерно 28%. А индексация акцизов на сигареты с фильтром составляет 20%. То есть цены на дешевый сегмент сигарет регулируются государством в сторону увеличения налоговой нагрузки и, соответственно, цены. Доля акциза в цене дешевого сегмента уже составляет более 50% — это практически европейский показатель», — отметил Сергей Филиппов.

Эксперт видит опасность завышения цен еще и увеличении доли контрафактной продукции. «Государство прекрасно справляется с налогообложением табачной отрасли, плавно повышая акцизные ставки и не делая резких движений, что позволяет добиваться того, что на российском рынке сейчас доля нелегальной продукции, по оценкам экспертов, составляет 0,5-1%. В то время как в Европе этот процент составляет порядка 20%, а иногда доходит до 40%», — рассказывает Сергей Филиппов. Однако вряд ли можно говорить о количестве контрафактной продукции как о реальном показателе ситуации с курением. Это, скорее, вопрос к правоохранительным органам. Действительно, в Европе стоимость пачки сигарет может в десять раз превосходить стоимость аналогичной пачки в России. Но это и логично: выгоднее подделывать сигареты, которые стоят $10, а не $1.

Кстати, специально для недовольных Майклом Блумбергом и Биллом Гейтсом, которые решили выделить немаленькие средства на борьбу с курением во всем мире, в том числе и в России. Еще в 2003 г. Блумберг (мэр Нью-Йорка и миллиардер – прим. Накануне.RU) ввел запрет на курение во всех барах и ресторанах Нью-Йорка, а в 2006 г. из личных средств выделил $125 млн. на борьбу с никотиновой зависимостью. В Нью-Йорке сейчас ежегодно бросают курить около 300 тыс. человек. Наши миллиардеры, к сожалению, пока до этого не додумались. Очень медленно думает и государство. По крайней мере, с трудом верится, что в ближайшее время властям удастся преодолеть мощное табачное лобби и ввести запрет на курение в общественных местах. Поэтому будем довольствоваться судебными исками от Онищенко. А цены на дешевые сигареты можно и повысить – от табачных компаний не сильно убудет.

Анастасия Мотовилова