Страница 16 из 22
Сокращение количества выкуриваемых сигарет не только не работает, но и является жесточайшей пыткой. Оно не действует, поскольку курильщик надеется, что, привыкая выкуривать все меньше и меньше сигарет, он сможет уменьшить свое желание курить. Но это не привычка. Это — зависимость, а природа любой зависимости заключается в том, чтобы желать все больше и больше, а не меньше и меньше. Поэтому чтобы сократить курение, курильщику придется проявлять силу воли и дисциплинированность всю оставшуюся жизнь.
Химическая зависимость от никотина не является основной проблемой в отказе от курения. С ней легко справиться. Основная проблема — ошибочная вера в то, что .
Как я уже говорил, сокращение курение все равно никогда не работает, поскольку вам придется проявлять силу воли и дисциплинированность всю оставшуюся жизнь. Если у вас недостаточно силы воли, чтобы бросить, то ее тем более не хватит, чтобы сократить курение. Бросить курить намного легче и менее болезненно.
Я слышал буквально о тысячах случаев, когда сокращение курения заканчивалось неудачей. Несколько удачных попыток, о которых мне известно, были достигнуты резким прекращением курения после довольно непродолжительного периода, в течение которого курильщик сокращал количество выкуриваемых сигарет. На самом деле они переставали курить вопреки сокращению курения, а не благодаря ему. Все, что оно им давало, — продление агонии. Неудавшаяся попытка сократить курение приводит к полному расшатыванию нервов курильщика, который еще более убеждает себя, что его зависимость от никотина — пожизненная. Обычно этого достаточно, чтобы заставить его продолжать курить в течение последующих пяти лет, прежде чем он предпримет очередную попытку бросить.
Однако сокращение курения помогает увидеть полную бесполезность курения, поскольку наглядно иллюстрирует, что доставляет удовольствие только после периода воздержания. Вам нужно перестать биться головой о стену, чтобы почувствовать, как чудесно не делать этого.
Итак, перед вами следующий выбор:
1. Сократить курение на всю оставшуюся жизнь, что станет добровольным самоистязанием, и, кроме того, практически невыполнимо.
2. Продолжать душить самого себя в течение оставшейся жизни. В чем смысл?
3. Отнестись к себе с любовью и перестать курить. Сокращение курения показывает и еще одну важную вещь: такого понятия, как «случайная сигаретка», не существует. Курение — цепная реакция, которая будет длиться всю жизнь, до тех пор, пока вы не предпримите уверенных усилий разорвать эту цепь.
ПОМНИТЕ: СОКРАЩЕНИЕ КУРЕНИЯ ПОГУБИТ ВАС!
24. «Всего одна сигаретка»
«Всего одна сигаретка» — миф, который мы должны выбросить из головы.
С этой, «всего одной» сигаретки, вообще началось наше курение.
«Всего одна сигаретка», позволяющая нам продержаться в трудное время или выкуренная в гостях, уничтожает большинство наших попыток бросить курить.
«Всего одна сигаретка», в случае, если курильщику удается сломать собственную зависимость от курения, способна вновь заманить его в ловушку. Иногда курильщик закуривает лишь для того, чтобы убедиться, что перечеркивает все его усилия. Ее вкус ужасен, что убеждает курильщика, что он никогда больше не попадет в зависимость от курения, — а ведь он уже попал.
Сама мысль об одной «особенной» сигарете часто мешает курильщикам перестать курить. Первая после обеда.
Твердо уясните: не существует такого понятия — «всего одна ». Курение — цепная реакция, которая будет тянуться остаток вашей жизни до тех пор, пока вы сознательно не разорвете ее.
Именно миф об особенных х или сигаретке от случая к случаю приводит курильщиков в подавленное настроение, когда они бросают курить. Возьмите за привычку никогда не мечтать о случайной сигаретке или пачке сигарет — все это лишь игра воображения. Как только вы подумаете о курении, представьте себе жизнь, полную презрения, в течение которой вы платите целое состояние за сомнительную привилегию разрушать свое умственное и физическое здоровье, за жизнь в рабстве, за жизнь со зловонным дыханием.
Жаль, что не существует ничего похожего на сигарету, что можно было бы использовать в минуты горя и радости в качестве редкой поддержки или удовольствия. Однако четко уясните себе, что не дает ни поддержки, ни удовольствия. Вы или завязнете в депрессии на всю жизнь, или нет. Вы же не станете мечтать о мышьяке лишь потому, что вам нравится вкус миндаля? Поэтому перестаньте наказывать самих себя мыслью о случайной сигарете.
Спросите курильщика: «Если бы у вас была возможность вернуться назад в то время, когда вы еще не впали в зависимость от курения, стали бы вы курильщиком?» Ответ всегда одинаков: «Вы, что, издеваетесь?» Но, тем не менее, подобный выбор есть у каждого курильщика в каждый день его жизни. Почему он не делает свой выбор? Ответ один — страх. Страх, что он не сможет перестать курить или что жизнь без сигарет никогда уже не станет прежней.
Перестаньте обманывать самого себя. Вы сможете сделать это. Любой сможет. Это очень (!) легко.
Существует несколько определенных принципов, которые нужно четко усвоить для того, чтобы бросить курить было легко. К настоящему моменту мы рассмотрели уже три из них:
1. Бросать, в принципе, нечего. Можно лишь приобрести восхитительные выгоды, которые вы и получите.
2. Никогда не думайте о «случайной сигаретке». Ее не существует. Есть только жизнь, полная болезней и неприятностей.
3. Ваша ситуация вовсе не уникальна. Любой курильщик может прийти к заключению, что бросить курить легко.
Многие считают, что они — «неисправимые» курильщики или просто склонны к курению. Уверяю вас, такого понятия не существует. До того как люди пристрастятся к наркотику, у них нет необходимости курить. Именно никотин порождает вашу зависимость, а не некое особое свойство вашей личности. Это — эффект воздействия наркотиков, именно они заставляют вас поверить, что вы склонны к их употреблению. Однако важно, чтобы вы развенчали это убеждение: если верить в свою зависимость от никотина, то будешь зависеть от него даже после смерти маленького никотинового чудовища внутри тела. Необходимо устранить еще и все последствия «промывания» мозгов.
25. Нерегулярные курильщики, подростки, некурящие
Заядлые курильщики склонны завидовать тем, кто курит от случая к случаю. Нам всем встречались подобные персонажи: «О, я могу прожить целую неделю без , и это меня ничуть не беспокоит». Мы думаем: «Как бы мне хотелось, чтобы и я так мог». Знаю, трудно поверить, но ни одному курильщику не нравится быть курильщиком. Не забывайте:
· Ни один курильщик никогда не принимал решения стать курильщиком (неважно, регулярным или каким‑либо другим).
· Все курильщики чувствуют себя глупцами, а поэтому:
· Все курильщики склонны лгать самим себе и другим в тщетной попытке оправдать собственную глупость.
Когда‑то я был фанатом гольфа. Но я хвастался тем, сколько раз я сыграл, а хотел сыграть еще больше. Почему же курильщики хвастаются тем, как мало они курят? Если это — истинный критерий, то чтобы добиться подлинного восхищения, несомненно, нужно не курить совсем.
Если бы я сообщил вам: «Я, знаете ли, могу прожить целую неделю без моркови, и это меня ничуть не беспокоит». Вы решили бы, что я, несомненно, псих. Если мне нравится морковь, то зачем же я хочу прожить без нее целую неделю? Если я не получаю от нее удовольствия, то зачем же мне делать подобное заявление? Поэтому когда курильщик заявляет: «Я могу прожить целую неделю без , которой он был лишен так долго?
Вот почему у тех людей, которые курят от случая к случаю, зависимость от никотина в действительности намного сильнее, чем у заядлых курильщиков. У них не только больше иллюзия удовольствия, но они практически и не стремятся бросить курить, поскольку тратят меньше денег и менее подвержены риску для здоровья.
Помните: единственным удовольствием, которое получает курильщик, является облегчение мук отвыкания, и, как я уже объяснял, даже это удовольствие — всего лишь иллюзия. Представьте маленькое никотиновое чудовище внутри вашего тела как постоянный зуд, настолько незначительный, что большую часть времени вы его даже не замечаете.
Самое естественное побуждение при постоянном зуде — почесаться. Когда организм все более и более привыкает к никотину, привычка курить одну сигарету за другой становится совершенно естественной.
Можно выделить три основные причины, удерживающие курильщиков от непрерывного курения сигарет.
1. ДЕНЬГИ. Большинству это просто не по карману.
2. ЗДОРОВЬЕ. Мы вынуждены принимать яд, чтобы облегчить муки отвыкания. Способность человека справиться с ядом меняется в различных ситуациях и в разные периоды его жизни. Она действует как автоматическое ограничение.
3. ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ. Она продиктована обществом или условиями работы курильщика, а может быть, друзьями и родственниками, или самим курильщиком — как результат упорной борьбы, продолжающейся в уме каждого курящего человека.
Раньше я считал привычку курить одну за другой слабостью. Я не мог понять, как моим друзьям удается ограничивать количество выкуриваемых в день сигарет и сводить его к десяти или двадцати. Уверен, что я был очень волевым человеком. Мне никогда не приходило в голову, что большинство курильщиков просто не могут курить без перерыва, поскольку для этого необходимо иметь очень сильные легкие. Заядлые курильщики склонны завидовать тем, кто курит пять сигарет в день. Возможно, эти люди выкуривают так мало просто потому, что вследствие своего телосложения не могут выкуривать больше; или потому, что им не по карману больше курить; или из‑за условий их работы или общества. А может быть, и вследствие того, что их ненависть к собственной зависимости не позволяет им выкуривать больше сигарет.
Возможно, на этой стадии будет полезно привести несколько определений.
Некурящий. Человек, никогда не попадавший в эту западню, но которому не стоит кичиться этим. Он — некурящий лишь Божьей милостью. Все курильщики были уверены, что уж они‑то никогда не станут зависимыми, а некоторые некурящие продолжают пытаться выкурить сигаретку время от времени.
Нерегулярный курильщик. Существует два основных типа нерегулярных курильщиков.
1. Курильщик, который уже угодил в ловушку, но еще не понимает этого. Не завидуйте им: они просто пробуют нектар с хищных растений и, по всей вероятности, вскоре станут заядлыми курильщиками. Помните: как все алкоголики начинают со случайных рюмок, так и все курильщики сначала курят от случая к случаю.
2. Курильщик, который прежде был заядлым курильщиком, думающий, что уже не сможет бросить курить. Эти‑то курильщики и вызывают самую большую жалость. Они относятся к нескольким категориям, каждая из которых требует отдельных комментариев.
Курильщик, выкуривающий пять сигарет в день. Если он получает от сигарет удовольствие, то почему выкуривает всего пять сигарет в день? Если ему все равно, то зачем тогда вообще курить? (Надеюсь, вы помните, что эта «привычка» означает на самом деле — биться головой о кирпичную стену с целью испытать удовольствие, когда перестанешь.) Курильщик, выкуривающий пять сигарет в день, облегчает собственные муки отвыкания меньше чем на час в день. Все остальное время, хотя он этого и не осознает, он «бьется головой о стену», и это продолжается большую часть его жизни. Он выкуривает лишь пять сигарет в день, поскольку или не может себе позволить курить больше по денежным соображениям, или беспокоится о собственном здоровье. Убедить заядлого курильщика в том, что он не получает удовольствия от курения, — легко, а попробуйте‑ка убедить в этом нерегулярного курильщика. Любой, кто прошел через попытку сократить курение, знает, что это — самая изощренная из всех пыток, которая практически на 100% гарантирует, что вы останетесь зависимы от никотина на всю оставшуюся жизнь.
Курильщик, курящий только утром или только вечером. Он наказывает себя страданием от мук отвыкания в течение первой половины дня, чтобы облегчить их во второй половине. Опять же, спросите его: «Почему, если ему нравится курить, он не курит в течение всего дня, а если ему не нравится курить, то зачем он вообще это делает?»
Курильщик, который начал или бросил курить шесть месяцев назад. (Или «О, я могу бросить, когда захочу. Я бросал курить тысячу раз».) Если ему нравится курить, то зачем он прекращал курить на шесть месяцев? Если он не получает от курения никакого удовольствия, то зачем он начал курить снова? Дело в том, что он все еще находится в никотиновой зависимости. Хотя он и избавился от физической зависимости, у него осталась главная проблема — «промывание мозгов». Каждый раз он надеется, что бросит курить навсегда, но вскоре вновь попадает в ловушку. Многие курильщики завидуют тем, кто бросает и вновь начинает курить. Они думают: «Как им повезло, что они могут контролировать курение, т.е. курить, когда хотят, и бросать, когда пожелают». Однако они всегда упускают тот факт, что люди, которые то начинают, то бросают курить, вообще не контролируют процесс курения. Когда они курят, они тайно мечтают не курить. Когда они — некурящие, мечтают о том, чтобы покурить. Если вы задумаетесь, станет ясно, что это утверждение справедливо и для всех остальных курильщиков. Когда нам разрешено курить, мы или принимаем это как должное, или хотим вообще быть некурящими. Сигареты приобретают для нас ценность лишь тогда, когда мы не можем покурить. Такова ужасная дилемма курильщиков. Они никогда не смогут выиграть, поскольку уповают на иллюзию. Только один способ ведет к победе: перестать курить и прекратить хандрить.
Курильщик «Я курю только по особому поводу». Да, мы все с этого начинаем. Но не удивительно ли, как стремительно растет количество особых случаев, и вот, прежде чем мы осознаем это, мы начинаем курить по любому поводу.
Курильщик «Я бросил, но время от времени выкуриваю сигаретку или сигару». В известном смысле, подобные курильщики вызывают самую большую жалость. Они или живут, считая себя обделенными, или, что случается намного чаще, их случайная сигара превращается в две. Они остаются на скользкой дорожке, ведущей лишь в одну сторону — ВНИЗ. Рано или поздно им придется вновь стать заядлыми курильщиками. Они снова и снова попадают в ту же самую ловушку, в которую попадали раньше.
Существуют еще две категории нерегулярных курильщиков. Первый тип — курильщики, выкуривающие лишь случайную сигаретку или сигару на вечеринках. На самом‑то деле, они — некурящие. Им не нравится курить. Это всего лишь их ощущение, что они что‑то упускают. Они хотят быть в гуще событий. Мы все начинаем похожим образом. В следующий раз, когда сигары пойдут по кругу, обратите внимание, как через некоторое время участники перестают затягиваться ими. Даже заядлые курильщики не могут дождаться возможности потушить сигару. Они бы с большей охотой предпочли курить свои собственные . Чем дороже и больше сигара, тем тяжелее ее курить, — кажется, что эту чертову штуку придется мусолить всю ночь.
Курильщики второй категории достаточно редки; из тысяч людей, обращавшихся ко мне за помощью, я могу вспомнить лишь с десяток примеров. Вот один из них.
Мне позвонила женщина, записавшаяся на личную встречу. Она — адвокат, курит около двенадцати лет, и за все это время никогда не курила больше или меньше двух сигарет в день. Между прочим, она очень волевая и решительная дама. Я объяснил ей, что успешность групповых занятий нисколько не ниже индивидуальных, и в любом случае я веду индивидуальный прием только если человек настолько знаменит, что это приведет к срыву работы группы. Она начала плакать, и я не смог устоять перед слезами.
Консультация стоит больших денег; а ведь большинство курильщиков будет в недоумении, прежде всего, почему она вообще захотела бросить курить. Они бы с радостью заплатили мне сумму счета, который я выставил той даме, только за то, чтобы выкуривать две в день. Они совершают ошибку, считая, что те, кто курит от случая к случаю, счастливее и могут контролировать свою «привычку». Может быть, и могут, но уж точно не более счастливы. В нашем случае оба родителя этой женщины скончались от рака легких до того, как она сама пристрастилась к курению. Как и я, она ужасно боялась курения, пока не выкурила первую сигарету. Как и я, она в конце концов пала жертвой сильного давления и попробовала первую сигарету. Как и я, она все еще помнит ее отвратительный вкус. Однако в отличие от меня, капитулировавшего и достаточно быстро ставшего заядлым курильщиком, она отчаянно сопротивлялась падению.
Все, что вам когда‑либо нравилось в сигарете, — это окончание тяги к ней, независимо от того, вызвана ли она почти неощутимой физической зависимостью от никотина или пыткой ума, источник которой — запрет почесать зудящее место. Сами по себе становилась настоящей физической пыткой.