Страница 12 из 22
— Вы курите?
— Да, хотите сигаретку?
— Спасибо, я угощусь попозже.
Они прикуривают и глубоко затягиваются, думая про себя: «Какие же мы счастливые! Мы получили свою маленькую награду. А беднягам некурящим ничего не досталось».
Но «бедняге» некурящему такая награда и не нужна. Мы были созданы не для того, чтобы жить, постоянно отравляя собственный организм. Грустно, что даже в тот момент, когда курильщик курит сигарету, он не ощущает тех чувств покоя, уверенности в себе и спокойствия, которые некурящий испытывает всю свою свободную от курения жизнь. Сидя в церкви, некурящий не чувствует беспокойства и не хочет, чтобы происходящее поскорее закончилась. Он может полностью наслаждаться каждым моментом жизни.
Я помню, как зимой, во время перестрелки снежками, я притворялся, что у меня слабый мочевой пузырь, чтобы смыться и перекурить. Увы, я не был четырнадцатилетним школьником, — но сорокалетним бухгалтером. Грустно… И даже когда я вновь присоединялся к игре, то не получал от нее удовольствия. Я вновь с нетерпением ждал ее окончания, когда снова мог бы покурить, хотя и предполагалось, что курение — способ расслабиться и получить удовольствие от любимого занятия.
Для меня самой потрясающей радостью бытия некурящего стала свобода от этого рабства, возможность жить на «полную катушку», а не проводить большую часть времени, страдая от необоримого желания закурить, а потом закурив, думать, что лучше бы я этого не делал!
16. Сколько денег я сэкономлю?
Я не могу перестать постоянно твердить, что именно « промывание мозгов» мешает прекращению курения и что чем больше заблуждений, созданных им, нам удастся рассеять прежде, чем мы начнем, тем легче вам будет достичь цели.
Время от времени я вступаю в споры с людьми, которых называю «заядлыми курильщиками». В соответствии с моим определением, заядлый курильщик — человек, который может себе это позволить, не верит в то, что курение наносит вред его здоровью и которого не волнует общественное порицание. (Впрочем, в наши дни таких людей становится все меньше.)
Если курильщик — молодой человек, я говорю ему: «Не могу поверить, что вас не волнуют деньги, которые вы тратите на курение».
Обычно его глаза загораются. Если бы я приступил к нему с позиции здоровья или общественного неодобрения, он почувствовал бы себя в невыгодном положении, но с позиции денег — «О! Я могу себе это позволить. Это всего столько‑то фунтов стерлингов в неделю, и я думаю, что оно того стоит. Это мой единственный недостаток (или удовольствие)…» и т.д.
Если он — курильщик, высаживающий около двадцати сигарет в день, я говорю ему: «Я все‑таки не могу поверить, что вы не волнуетесь по поводу денег. За свою жизнь вы собираетесь потратить более 40 000 фунтов стерлингов. Что вы делаете с этой суммой денег? Вы не просто поджигаете их и даже не выбрасываете. По сути, вы используете эти деньги, чтобы разрушить свое здоровье, расшатать нервы и потерять уверенность в себе, проводя всю жизнь в рабской зависимости, живя со зловонным дыханием и пожелтевшими зубами. Это‑то должно вас беспокоить?»
В этот момент, особенно если дело касается молодых курильщиков, становится очевидным, что они никогда не рассматривали курение с точки зрения пожизненных расходов. Большинству курильщиков достаточно знать цену одной пачки сигарет. Время от времени мы подсчитываем, сколько тратим в неделю, и тогда эта сумма нас слегка тревожит. Очень редко (и только когда подумываем перестать курить) мы прикидываем, сколько тратим на сигареты в год — и эта цифра нас пугает, а уж траты за целую жизнь просто ужасают.
Однако поскольку это спор, убежденный курильщик ответит: «Это мне по карману. Ведь я трачу эти деньги за целую неделю». Он словно сам себя убеждает.
Тогда я продолжаю: «Я сделаю вам предложение, от которого вы не сможете отказаться. Вы платите мне сейчас 1000 фунтов, а я обеспечиваю вас бесплатными сигаретами до конца жизни».
Если бы я предложил уступить закладную на 40 000 фунтов стерлингов за 1 000, курильщик заставил бы меня поставить подпись на клочке бумаги, не дав мне сойти с места. Однако еще ни один заядлый курильщик (и, пожалуйста, учтите, что я говорил не с кем‑то вроде вас, кто планирует бросить курить, а с теми, в чьи планы это не входит) не принял мое предложение. А, собственно, почему?
Часто именно в этот момент в ходе моих консультаций курильщик восклицает: «Послушайте, но меня действительно не волнует денежная сторона курения». Если вы задумаетесь над этими словами, спросите себя, а почему это вас не волнует? Почему во всех остальных жизненных ситуациях вы чего только не делаете, чтобы сэкономить несколько фунтов, а на то, чтобы отравлять самого себя, тратите тысячи фунтов, и это вас не волнует?
Ответ на все эти вопросы простой. Любое другое решение в вашей жизни — результат аналитического процесса взвешивания всех «за» и «против», т.е. результат логических умозаключений. Когда же курильщик взвешивает все «за» и «против» курения, он всякий раз получает ответ: «БРОСЬ КУРИТЬ! ТЫ — БОЛВАН!» Поэтому‑то все курильщики курят не потому, что они так хотят и не потому, что они так решили, но в силу уверенности, что не смогут бросить. В результате они сами себе «промывают мозги» и вынуждены зарывать головы в песок.
Не странно ли, что курильщики заключают между собой пари, например, такое: «Первый, кто сдастся, платит всем остальным по 50 фунтов»? Создается впечатление, что тысячи фунтов стерлингов, которые они могут сэкономить, действительно совершенно не волнуют их. Это потому, что они все еще думают «хорошо обработанными» мозгами курильщиков.
Стряхните на минутку пелену с глаз. Курение — цепная реакция, и эта цепочка — длиною в жизнь. Если вы не разорвете ее, то останетесь курильщиком на всю оставшуюся жизнь. Теперь подсчитайте, сколько, по‑вашему, вы потратите на курение за оставшуюся часть жизни. Сумма, конечно же, будет значительно варьироваться в зависимости от человека, но для целей данного упражнения давайте примем ее равной 10 000 фунтов стерлингов.
Вскоре вам предстоит принять решение выкурить свою последнюю сигарету (еще не сейчас, пожалуйста, — вспомните исходные указания). Все, что вы должны сделать, чтобы остаться некурящим, это не попасть в ту же ловушку снова — т.е. не закуривать самую первую сигарету. Если вы закурите ее, то одна эта сигарета обойдется вам в 10 000 фунтов стерлингов.
Если вы считаете, что все это не более чем попытка ловко вывернуть проблему под определенным углом, — вы еще дурачите самого себя. Потрудитесь подсчитать, сколько бы вы сэкономили денег, если бы не выкурили свою первую сигарету.
Если этот довод не кажется вам веским, спросите себя, чтобы вы чувствовали, если бы завтра на ковре обнаружили чек от компании «Littlewood’s Pools» на сумму 10 000 фунтов. Вы же будете танцевать от восторга! Ну, так и танцуйте уже! Вы вот‑вот начнете получать этот выигрыш, и это лишь одно из чудесных преимуществ, которые вы вскоре обретете.
В течение периода отвыкания вас может тянуть выкурить «лишь одну последнюю сигаретку». Уверен, вы сможете устоять перед искушением, если напомните себе, что она будет стоить вам 10 000 фунтов (или сколько там у вас получилось)!
Я делал это предложение в телевизионных и радио программах в течение многих лет. И до сих пор я не могу понять, почему ни один заядлый курильщик не принял моего предложения. В моем гольф‑клубе есть игроки, которых я поддразниваю каждый раз, когда слышу, как они жалуются на повышение цен на табак. Правда, боюсь, что если я буду слишком сильно давить, один из них примет мое предложение, и тогда мне придется потратить на него целое состояние. Если вы находитесь в компании счастливых, веселых курильщиков, утверждающих, что курение приносит им огромное удовольствие, расскажите им, что знаете идиота, взявшегося снабжать их бесплатными сигаретами до конца жизни, если они заплатят ему сумму, которую тратят на курение в год. Может быть, вам удастся найти кого‑нибудь, кто примет мое предложение?
17. Здоровье
Вот та область, в которой «промывание мозгов» достигает своего апогея. Курильщики считают, что знают все о вреде курения для здоровья. На самом деле они не знают ничего.
Даже в случае со мной, когда я ждал, что в любой момент моя голова разорвется, и искренне верил, что готов к таким последствиям, я все же обманывал самого себя.
Если бы в те дни, когда я вытянул сигарету из пачки, включилась бы сигнализация, а вслед за этим предупреждающий голос произнес бы: «О’кей, Аллен, вот она! К твоему счастью, ты получаешь предупреждение. Оно состоит в следующем: до сих пор ты выходил сухим из воды, но если выкуришь еще одну сигарету, твоя голова разорвется», вы думаете я бы перестал курить?
Если вы сомневаетесь в ответе, пройдитесь до главной автомагистрали с интенсивным движением, постойте на краю тротуара с закрытыми глазами и попытайтесь представить себе, что у вас есть выбор: бросить курить или перейти дорогу с закрытыми глазами, прежде чем взять следующую сигарету.
Нет сомнений в том, что вы выберете. Я делал то, что делает каждый курильщик всю свою курящую жизнь: закрывал глаза и зарывал голову в песок, надеясь, что однажды утром я проснусь и просто не захочу больше курить. Курильщики не могут позволить себе думать об угрозе здоровью. Если они начнут думать об этом, то исчезнет даже иллюзия получения удовольствия от этой «привычки».
Все это позволяет объяснить, почему шоковая терапия, применяемая средствами массовой информации в Национальные дни борьбы с курением настолько неэффективна. Ведь только некурящие приходят туда поглазеть. Это объясняет, почему курильщики, вспоминающие дядю Фреда, который курил сорок сигарет в день и дожил до восьмидесяти, будут игнорировать тысячи людей, умерших в расцвете сил из‑за отравлявшего их табака.
Примерно шесть раз в неделю у меня происходит следующий разговор с курильщиками (как правило, с молодыми):
Я: Почему вы хотите бросить?
Курильщик: Это мне не по карману.
Я: А вас не беспокоит угроза здоровью?
Курильщик: Нет, могу ведь я завтра попасть под автобус.
Я: А специально вы под автобус броситесь?
Курильщик: Конечно, нет.
Я: А когда вы переходите улицу, разве вы не смотрите сначала налево, а потом направо?
Курильщик: Конечно, смотрю.
Совершенно верно. Курильщик прилагает много сил, чтобы не попасть под автобус, а шанс, что это произойдет, составляет примерно сотни тысяч к одному. В то же время риск нанесения вреда здоровью курильщика табаком составляет почти 100%, и, несмотря на это, он не принимает его во внимание. Такова сила воздействия «промывания мозгов». Я помню одного известного британского игрока в гольф, который не ездил на соревнования в Америку, поскольку боялся летать самолетом. Тем не менее, на поле для гольфа он непрерывно курил. Не странно ли: при малейшем ощущении, что в самолете есть мельчайшая неисправность, мы никогда не поднялись бы на его борт, даже если бы риск составлял сотни тысяч к одному против смерти! В то же время риск, связанный с сигаретой, равен один к четырем, а нас это совершенно не волнует. Но что же курильщик получает взамен? АБСОЛЮТНО НИЧЕГО!
Другой распространенный миф о курении — кашель курильщика. Многие молодые люди, пришедшие ко мне на прием, не волнуются о своем здоровье, поскольку не кашляют. Но все обстоит ровно наоборот. Кашель — один из надежных естественных методов удаления инородных тел из легких. Сам по себе кашель — не болезнь, это лишь симптом. Курильщики кашляют потому, что их легкие пытаются избавиться от канцерогенных смол и отравляющих веществ. При отсутствии кашля эти смолы и вредные вещества остаются в легких — именно так они и вызывают рак. Курильщики стремятся не кашлять и приобретают привычку дышать неглубоко, чтобы не провоцировать кашель. Когда‑то я считал, что умру от этого постоянного кашля. Теперь я думаю, что, выбрасывая из легких большую части всей этой дряни, он спас мне жизнь.
Попробуйте подумать о кашле с другой точки зрения. Если бы у вас была классная машина, и вы, ничего не предпринимая, позволили бы ей ржаветь, — это было бы необычайно глупо, поскольку вскоре она превратилась бы в груду ржавого металлолома и уже не смогла бы возить вас. Но это — не конец света; были бы деньги, и вы всегда сможете купить новый автомобиль. Ваше тело — машина, которая везет вас по жизни. Все знают, что здоровье — самое ценное имущество. Насколько это верно, вам могут рассказать больные миллионеры. Почти все мы можем вспомнить пережитые болезни или аварии, когда мы молились, чтобы быстрее поправиться. (КАК БЫСТРО МЫ ВСЕ ЗАБЫВАЕМ!) Оставаясь курильщиком, вы не только позволяете ржавчине расти, никак не решая это проблему — вы сами разрушаете машину, необходимую чтобы ехать по жизни, а ведь она у вас всего одна.
Итак, запомните: у вас нет никакой необходимости курить и, главное, — курение АБСОЛЮТНО НИЧЕГО ВАМ не дает.
Высуньте голову из песка на мгновение и спросите себя: если бы вы точно знали, что следующая сигарета станет той, с которой в вашем теле начнется раковый процесс, станете ли вы ее курить? Забудьте о болезни (это трудно себе представить), но попробуйте вообразить, что вам нужно обратиться в онкологическую клинику, чтобы пройти все эти ужасные процедуры — облучение и др. Получается, что вы планируете не то, как именно проведете оставшуюся жизнь, а свою кончину. Что случится с вашей семьей и людьми, которых вы любите, с вашими планами и мечтами?
Я часто вижу людей, с которыми это произошло. Они тоже не думали, что это случится именно с ними; но самое ужасное здесь даже не сама болезнь, а осознание того, что эти люди сами виноваты в ней. Всю жизнь, пока мы курим, мы говорим: «Завтра я брошу». Попытайтесь представить, как чувствуют себя те, кто перешел порог. Для них «промывание мозгов» закончилось. Они, наконец, начинают понимать, что их «привычка» представляет собой на самом деле и проводят оставшуюся жизнь думая: «Почему я столько лет убеждал себя, что мне необходимо курить? О, если бы только у меня был шанс вернуться назад!» Перестаньте лгать сами себе. У вас есть шанс. Происходящее — цепная реакция: если вы закурите еще одну сигарету, это приведет к следующей, потом еще к одной и т.д. Все это уже происходит с вами.
В начале книги я обещал не применять к вам никакой шокотерапии. Если вы уже твердо решили, что собираетесь бросить курить, то для вас шоковой терапии и не будет. Если вы все еще сомневаетесь, пропустите эту главу и вернитесь к ней, когда прочитаете оставшуюся часть книги.
О вреде, который сигареты наносят здоровью курильщиков, написаны тома исследований. Проблема только в том, что пока человек не решает прекратить курить, он ничего не хочет знать. Даже предостережение государственной системы здравоохранения — пустая трата времени, поскольку на глазах у курильщика — шоры, и если он нечаянно и прочитает его, то первое, что сделает, — закурит сигаретку.
Курильщики склонны думать об угрозе здоровью как о вопросе проб и ошибок: как, например, не наступить на мину. Запомните раз и навсегда: ваше здоровье уже под угрозой. Каждый раз, затягиваясь сигаретой, вы вдыхаете в легкие канцерогенные смолы, а рак далеко не самое страшное из смертельных недугов, которые они вызывают. Никотин — мощный фактор, способствующий развитию сердечных заболеваний, атеросклероза, эмфиземы, стенокардии, тромбоза, хронического бронхита и астмы.
Когда я курил, я никогда не слышал об атеросклерозе или эмфиземе. Я знал, что свистящее дыхание, кашель и усиливающиеся приступы астмы и бронхита — прямое следствие моего курения. Но хотя они и вызывали у меня дискомфорт, настоящей боли не было, а уж с ощущением дискомфорта я как‑нибудь мог справиться.
Теперь я могу признаться, что наверное сама мысль заболеть раком легких сильно пугала меня, и поэтому я выбросил ее из головы. Удивительно, как страх ужасной угрозы здоровью, связанный с курением, перекрывался страхом перестать курить. И не потому, что страх бросить курить страшнее рака, а потому, что курить необходимо бросать сегодня, и он начнет действовать незамедлительно, в то время как страх заболеть раком легких — страх будущего. Зачем обращать внимание на темные стороны жизни? Возможно, этого и не случится. Тем более, что к тому моменту я уже в любом случае брошу курить.
Мы обычно представляем курение в виде перетягивания каната. На одной стороне — негативное: это нездоровая, дорогостоящая, отвратительная и порабощающая привычка. На другой стороне — плюсы: мое удовольствие, мой друг, моя поддержка. Кажется, нам никогда не приходило в голову, что там, на другом полюсе, тоже страх. Дело не в большом удовольствии от сигарет, скорее мы боимся стать несчастными, лишившись их.
Подумайте о пристрастившихся к героину наркоманах, лишенных его; о тех унизительных страданиях, которые им предстоят. А теперь вообразите их радость, когда им разрешают воткнуть иглу в вену и прекратить эту ужасную тягу. Попробуйте представить, как кто‑то может и впрямь верить, что получает удовольствие от введения подкожного шприца себе в вену.
Наркоманы, «сидящие» не на героине, не испытывают этого панического чувства. Героин не облегчает ощущения страстной тяги, напротив, он создает его.
Некурящие вовсе не чувствуют себя несчастными, если им не разрешают курить после обеда, от этого страдают только курильщики. Никотин же не снимает этого чувства, напротив, он‑то его и создает.
Страх заболеть раком легких не заставил меня бросить курить, поскольку я считал, что курение напоминает ходьбу по минному полю. Если вы смогли пройти — здорово, а наступили на мину — значит, не повезло. Вы знали о риске, которому себя подвергали, и если были к нему готовы, то какое отношение это имеет к кому‑то еще?
Попытайся некурящий когда‑нибудь заставить меня узнать об угрозе курения для здоровья, я бы применил обычную тактику уклонения, используемую всеми наркоманами без исключения.
«Всем нам придется от чего‑то умереть».
Конечно, вы умрете, но является ли это утверждение веской причиной для намеренного сокращения своей жизни?
«Качество жизни важнее долголетия».
Совершенно верно, но вы, надеюсь, не утверждаете что качество жизни наркомана или алкоголика выше, чем человека, не имеющего зависимости ни от алкоголя, ни от героина? Вы действительно верите, что качество жизни курильщика выше, чем у некурящего? Конечно же, курильщик теряет больше — и жизнь у него короче, и сам он несчастнее.
«Возможно, выхлопные газы больше вредят моим легким, чем курение».
Даже если бы это было правдой, для чего же наказывать свои легкие еще больше? Можете ли вы представить себе кого‑нибудь, кто был бы настолько глуп, чтобы припасть ртом к выхлопной трубе и специально вдыхать эти газы в свои легкие?
А ВЕДЬ КУРИЛЬЩИКИ, ПО СУТИ, ЗАНИМАЮТСЯ ИМЕННО ЭТИМ!
Подумайте об этом в следующий раз, когда будете наблюдать за беднягой курильщиком в момент глубокой затяжки столь «драгоценной» сигаретой!
Легко понять, почему закупорка сосудов и риск заболеть раком легких не помогли мне бросить курить. Я смог выдержать первое и выбросить из головы последнее. Как вы уже знаете, мой метод состоит не в том, чтобы пугать вас, пока вы не перестанете курить, а в совершенно противоположном: я хочу, чтобы вы поняли, насколько приятнее будет ваша жизнь, когда вы избавитесь от этой пагубной привычки.
Уверен, однако, что если бы я смог увидеть, что происходит внутри моего тела, то это помогло бы мне бросить курить. Сейчас я имею в виду не шоковый метод демонстрации цвета легких курильщика. Принимая во внимание пожелтевшие от никотина зубы и пальцы, мне совершенно очевидно, что мои легкие — не самое приятное зрелище. Но, продолжая функционировать, они вызывают меньшую неловкость, чем зубы или пальцы, — по крайней мере, мои легкие никто не видит.
Я говорил вам о постепенном засорении артерий и вен, об усилении кислородного голодания каждой мышцы и каждого органа нашего тела, о лишении их питательных веществ, которые замещаются отравляющими веществами и моноксидом углерода (это не что иное, как угарный газ, содержащийся не только в выхлопных газах автомобилей, но и в табачном дыме).
Как и большинству автолюбителей, мне не нравится мысль о грязном масле или фильтре в двигателе моего автомобиля. В