В конце концов последние года три в организме стали появляться кое-какие неприятные, но устойчивые изменения. Легкое покашливание при перемене положения тела стало явлением перманентным, а с утра вначале приходилось хорошенько проться и, пардон, проплеваться, и только потом можно было приступать к водным процедурам. В общем, налицо был ярко выраженный бронхит курильщика. Беглый подсчет показал, что за 17 лет я прокурил в аккурат двухкомнатную квартиру. Короче, посреди жизни встал вопрос о резком ее изменении — НАДО БРОСАТЬ КУРИТЬ!
ДЛЯ НАЧАЛА решено было перейти на более легкие . С трудом, но перешел. Потом на самые легкие — тоже перешел, но курить их стал еще более яростно, чем предыдущие. Оказалось — пустое это все! Воняет так же, куришь больше, а стоит дороже. Вообще, если совсем по-честному, бросать курить мне совершенно не хотелось. Более того, одна мысль о том, что я останусь без сигарет, приводила в ужас. Всему виной было нудное слово «НАДО» и понимание умом, что ВРЕМЯ ПРИШЛО! С другой стороны, ведь есть же люди, которые это сделали! И — ничего! Довольны, выглядят хорошо, о содеянном не сожалеют. Даже наоборот, смотрят свысока и посмеиваются над дурачками, будто тайну какую-то знают.
Все в жизни кому-то дается легко, кому-то — через страдания, а кому-то не дано вовсе. Справедливо это и в отношении любой токсической зависимости — не только табачной, но и алкогольной, наркотической, лекарственной и т. д. Кто-то мучается годами, предпринимает тысячи попыток — и все без толку. А кто-то — раз! — решил и бросил. Решающих факторов здесь два: в первую очередь — воля, во вторую — способность организма быстро перестроить обмен веществ на новый лад.
Если эти две составляющие хорошо развиты, то проблем нет. Мне же представлялось, что если я завтра не буду курить, то либо просто долго не выдержу, либо задохнусь, либо передушу всех на расстоянии выстрела. Так что о резком бросании курить речи быть не могло, и я начал снижать количество выкуренных в день сигарет. С 12-й попытки дошел до четырех. С 12-й — потому что мешали всякие жизненные обстоятельства: праздники, перегрузки, неправильный расклад звезд и происки нечистой силы. В общем, верна еще древняя мудрость: КТО ХОЧЕТ ЧТО-НИБУДЬ СДЕЛАТЬ — ИЩЕТ СПОСОБ, КТО НЕ ХОЧЕТ — НАХОДИТ ПРИЧИНУ.
В результате я начал искать другой способ, нашел его и бросил курить.
Самый большой подарок
МНЕ помогли два обстоятельства. Во-первых, я — врач и немного представляю себе, как воздействует табачный дым на организм. Во-вторых, мне довелось познакомиться с профессором ветеринарного института, поведавшим, что самый большой подарок, который он сам себе в жизни сделал, — это бросил курить. Правда, в процессе бросания съел несметное количество селедки. Вдохновленный, я окончательно решил СДЕЛАТЬ СЕБЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ В ЖИЗНИ ПОДАРОК! И начал выяснять, при чем тут селедка.
Оказалось:
1) вместе с дымом в организм поступают не только никотин, углекислый газ и всякие смолы, но и практически все элементы таблицы Менделеева. Следовательно, количество грязи в крови постоянно поддерживается на определенном уровне, и организм к этому привыкает. Если эта привычная дрянь не поступает в кровь, организм дает сбой — чего-то хочется, но непонятно чего. В качестве замены удобнее всего использовать поваренную соль в виде соленой рыбы вечером и сушеных кальмаров или анчоусов в течение дня. Лично я в первый месяц съедал за вечер толстую воблу, селедку или банку кильки и после этого совершенно не хотел пить;
2) углекислота оказывает возбуждающее действие на дыхательный центр головного мозга, и мозг привыкает к постоянной стимуляции этого центра. Поэтому, когда перестаешь курить, возникает ощущение, что не хватает воздуха, — не можешь надышаться и забываешь вовремя вдохнуть. При нехватке кислорода у человека автоматически возникает тревожное состояние и срабатывает инстинкт самосохранения, который в данном случае проще всего удовлетворить возвратом к курению. Если не впадать в истерику, то стимулировать дыхательный центр можно с помощью препарата «Кордиамин». Это диэтиламид никотиновой кислоты, являющийся дыхательным аналептиком. В самые тяжкие моменты можно накапать в стакан капель 30, разбавить водой и выпить. Но не более 5 раз в день, иначе может подскочить давление;
3) никотин успокаивает и стабилизирует нервную систему. При отказе от него могут возникнуть повышенная возбудимость, раздражительность, быстрая утомляемость, невозможность сосредоточиться на чем-то, периодически может падать давление и т. д. Чтобы сгладить все эти негативы, можно использовать валерьянку и кофе. Кофе пить чуть крепче или чаще, а экстракт валерианы в таблетках пропить курсом по 2 таблетки 3 раза в день в течение двух-трех недель;
4) после курения усиливается перистальтика кишечника (специальные его сокращения, которые способствуют перемещению съеденного на выход) — естественно, при отмене табака кишечник может начать бастовать. Посему нужно временно снизить потребление легкоусвояемой белковой пищи и булок, налечь на овощи, включить в рацион недозрелые бананы, чернослив, свеклу, кефир и т. д. После обильной трапезы обязательно принимать фестал или другие ферментативные препараты;
5) человеческий организм — очень хитрая штука, и, раз уж в него поступает целая куча химических элементов, он начинает ими не только травиться, но и кое-что использовать. Плюс к тому начало перестройки обмена веществ — это большой стресс, и, чтобы быстрее с ним справиться, нужно начать прием витаминов. Причем обязательно в комбинации с минералами;
6) у кого-то психическая зависимость, связанная с определенной моторикой, ритуалами и привычными действиями, проходит довольно быстро и легко, у кого-то наоборот — именно сила привычки, а не физический дискомфорт заставляет снова взяться за сигарету. В любом случае на первое время рот надо чем-то занять. Похожее раздражение слизистой оболочки полости рта, глотки и трахеи можно вызвать употреблением самого жестокомятного «Тик-така» или других похожих конфет, а моторную недостачу можно восполнить поеданием семечек. Только расщелкивать их надо обязательно руками.
Не постепенно, а поэтапно
РЕЗКИЙ отказ от курения в большинстве случаев будет слишком большим шоком для организма, а постепенное бросание редко приводит к желаемому результату. Поэтому бросать надо не постепенно, а ПОЭТАПНО. Для начала нужно внимательно проследить за самим собой, любимым, и четко определить обычный режим курения — когда, сколько, почему и т. д. Это нужно для того, чтобы можно было приступить к первому этапу и сбить привычный ритм курения. Первый шаг — отказаться от первой минимум неделю, а лучше две — можете не продолжать мучения и оставьте это дело до лучших времен. Если же все прошло относительно удачно — отказывайтесь от второй. Третий шаг — не курить до полудня или не курить первые 4 часа после побудки. А организм тем временем с учетом сна ровно половину суток будет без отравы и малость привыкнет к осознанному четырехчасовому воздержанию.
Через неделю наступает следующий этап. Для этого необходимо выделить 4 самые важные, самые значимые , без которых жизнь — совсем не жизнь! Имеется в виду период после полудня. Курить следует строго по установленному для себя регламенту, и через неделю, когда станет совсем тошно, придет время для последнего решительного броска. Короче — все! Час пробил! Хватит откладывать да высиживать — пора вылуплять! НО — решиться на последний шаг нужно заранее, то есть до того, как начинать весь описанный выше мазохизм.
Речь идет о том, что, если вы хотите просто не курить, а «покуривать», — можете даже не напрягаться, ибо абсолютно ничего не выйдет. Если вы будете курить хотя бы одну сигарету в день, то все равно будете курить. Это равносильно заявлению младенца: я в штаны не писаюсь, только иногда! Прежде чем начать экзекуцию, нужно четко определить для себя единственно возможную цель: Я ХОЧУ БРОСИТЬ КУРИТЬ НАВСЕГДА И ПОТОМ БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ КУРИТЬ! В РЕШЕНИИ СВОЕМ ТВЕРД И С ДУХОМ СОБРАЛСЯ.
И еще: начинать подменные процедуры нужно только после полного отказа от сигарет! До этого надо попробовать продержаться на собственной воле, иначе, когда будет совсем худо, помочь будет нечем.
Не рассказывай!
ЕСТЬ мнение, что, бросая курить, надо всем рассказать об этом, чтобы окружающие поддержали. Это полная глупость. Отказ от курения — дело сугубо интимное, и знать о нем вообще никто не должен, дабы с пути не сбили и не глумились, ежели что не получится. Зато, если мероприятие удалось, окружающие все равно заметят и поинтересуются. Вот тогда-то и можно будет триумфально скорчить рожу и скептически заметить: мол, да я уж месяц не курю!
Существует устойчивое мнение, что употребление алкоголя мощно провоцирует начало курения и сводит на нет все старания. Так вот, это еще одна чушь! Употребление алкоголя (естественно, в умеренных дозах!) усиливает дыхание и снимает нервное напряжение, то есть, наоборот, облегчает состояние. Так что КУРИТЬ ПОД АЛКОГОЛЬ НАЧИНАЮТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОТ ЛИЧНОГО РАЗДОЛБАЙСТВА!
Таким образом, основной движущей силой для этой затеи является внутренний императив — перестать курить навсегда и больше не курить никогда. Другие цели бессмысленны. Самое главное — пережить первый месяц. Потом три месяца. Через три месяца вы еще не можете сказать, что бросили курить, — вы лишь временно прекратили. Как правило, к этому сроку психическая зависимость уже пропадает, и следующий устанавливаемый рубеж — продержаться полгода. Очень многие, кто разными способами, казалось бы, успешно отказывался от табака, именно через полгода или чуть больше снова закуривали. К этому времени физические страдания остаются лишь в виде остаточных явлений, воспоминания о неприятном сглаживаются, появляется опасная уверенность, что если один раз смог бросить, то и второй раз смогу, сам себе я уже доказал: что хочу, то и делаю! Либо наоборот — ни фига у меня не получилось, лучше мне не стало, курить все равно хочется, сил больше нет, хожу как дурак и т. д. Все это говорит о начале отдаленной психической ломки, которая, как и все прочее, тоже явление временное, и пережить ее необходимо.
Понимание важности и значимости содеянного придет лишь через год. Но лично я сам себе по-честному признался, что бросил курить, что КУРИТЬ Я БОЛЬШЕ НЕ ХОЧУ, лишь через три года. За эти три года я ни разу не нул. Даже когда простужался, обходилось, как правило, одним насморком.
Дмитрий РОГАЦКИН