«Только сегодня» или как я бросил курить

На днях я заметил, что пропустил 2-х месячный юбилей своего некурения. А рассчитывал праздновать каждый месяц, как младенец-некурильщик, как празднует любой младенец. И забыл. Чему не могу не порадоваться и хочу поделиться полученным опытом.

Преамбула

Уже позже я осознал, что у меня было условие, при выполнении которого я был готов попробовать. Условие такое: я хочу не хотеть курить, и при этом даром, т.е. просто так. На досуге я мысленно поинтересовался, к кому можно было бы обратиться за помощью, выдвинув подобные условия. Простого ответа я не нашел. Я нашел то, что описано ниже. Сразу скажу, что условия мои были выполнены блестяще, без торга и оговорок. Так, как-будто бы и не я был виноват в своём пристрастии. Содержание же опыта следующее. Я читал книжку Алена Карра (далее АК) «Лёгкий способ бросить курить». Я не хочу её ни критиковать, ни возводить в ранг панацеи. Мне она показалась полезной, но явно недостаточной. Я хочу сделать некоторые уточнения, скорее для себя. АК вводит понятие двух существ, одно он достаточно невнятно называет эволюцией (или вселенским разумом, я точно не помню и не смог впоследствии найти это место), другое он называет никотиновым чудовищем. Опираясь на свой опыт (который не ограничен сигаретами) я смею утверждать, что эти два существа стали ключевыми игроками в процессе моей борьбы с куревом, и поэтому я хочу дать им расширенное определение (что не означает «исчерпывающее», уверен, что в процессе личного с ними знакомства каждый сможет добавить свои характеристики). Первого я назову просто Силой, за вторым оставлю термин АК — чудовище, убрав никотиновое (в силу того, что когда «никотиновое» издохнет, «чудовище» всё равно останется). Я умышленно избегаю уже известных названий, дабы не взрастить волну предубеждений, для меня не важно, как это называется, для меня важно кто (и что) это есть, а поэтому я сосредоточусь на свойствах, а не на названиях. Здесь же отмечу, что АК полностью игнорирует практику прямого обращения к Силе, в то время как для меня это очень важная составляющая успеха. Как ни прискорбно, но курение я буду рассматривать как самоубийство.

Сила, насколько мне было дано с ней познакомиться, обладает такими свойствами:

1. Доброжелательная (хочет чтобы я был свободен от никотина);2. Весёлая;3. Непрерывно заботиться обо мне;4. Не приемлет самоубийства;5. Ничего не может сделать вопреки моей воле (даже помочь бросить курить не может, если я этого не хочу. Однако, стоит мне этого захотеть, как она ляжет костьми, чтобы помочь и не остановится ни перед чем);6. Личность, т.е. существо личностное;7. Знает меня как личность, по имени, по существу. Знает лично, а не как абстракцию, одного из многих или просто как кусок протоплазмы;8. Приветствует мои прямые к себе обращения, очень хорошо слышит. Но имеет очень тихий голос, который я почти не слышу, в основном потому, что забываю умолкнуть после обращения к ней, а вместо этого продолжаю рассуждать;

9. В курсе, что делает чудовище;

Чудовище, насколько меня вынудили с ним познакомиться, обладает такими свойствами:

1. Всё время лжёт. Ложь и клевета — основные инструменты воздействия;2. Исполнено ко мне злобой, завистью и ненавистью;3. Очень гордое;4. Жаждет моего самоубийства;5. Ничего не может сделать вопреки моей воле;

6. Не в курсе, что делает Сила;

Самый важный инструмент для обретения свободы — честность. Другие мне не понадобились. Когда мне становилось невмоготу, я напоминал себе, что не курю только сегодня. Только сегодня мне нужно продержаться и не взять сигарету, любой ценой. А чудовище тут как тут и говорит: всего-то сегодня? Ну не вопрос, завтра и покуришь. Это ложь. Я принял решение не курить больше никогда. А когда я говорю, что не курю только сегодня, это означает, что я все свои силы кладу на то, чтобы не курить сегодня, не курить сейчас. Я не трачу их на мысли о том, как я переживу завтрашний день, как смогу не курить целую неделю в таких муках. Чудовище все время пытается выбить меня из сегодняшнего дня и взвалить на мои плечи заботы дней грядущих или прошлых. Это вранье, я не могу закурить в завтрашнем дне или во вчерашнем, я могу закурить только сегодня, сейчас, и вот этому я буду противостоять. А что я буду делать завтра я подумаю завтра.

Итак.

I. Сейчас я уверенно утверждаю, что курение — это не дурная привычка, а серьёзная химическая зависимость. Дурная привычка — ковырять пальцем в носу, а химическая зависимость — это когда я совершаю поступки, продиктованные сигаретой. Я как-то писал, что могу обойтись без никотина и проблема кроется скорее в психологии. И это оказалось враньем — я страдаю и химической зависимостью от никотина. То есть я вынужден признать тот факт, что я не дурно воспитанный человек, а никотиновый наркоман. Вот так вот, я — наркоман. Я попробовал вспомнить и оценить ситуации, когда я поступал не по своей воле. Это непросто, но возможно: я ел с утра, когда не хотел есть, чтобы покурить; я испытывал беспокойство, когда у меня не было запаса сигарет; я порой томился ожиданием где-то, не понимая, что я томлюсь не ожиданием, а тягой скорее закурить; и т.д. Когда же я перестал курить, я стал испытывать такой дискомфорт (в просторечии он называется ломки), что всё стало совершенно понятно. Это не шутка, это наркомания. Т.о., я взглянул на имевшиеся факты (а не домыслы и слухи. АК называет это «промыванием мозгов», а что мозги у меня были промыты табачными компаниями с детства для меня совершенно очевидно) и констатировал наличие проблемы. Мне так видится, что не понимая проблему бессмысленно пытаться ее решать.

II. Я попытался отказаться от предубеждений. Я попытался опираться исключительно на известные мне лично факты, и таким образом вырваться из информационной паутины лжи чудовища. Уже перестав курить, я выковырял из глубин подсознания такое убеждение:Если я резко брошу курить, я могу умереть от сердечного приступа или рака легких

Я был ошарашен масштабами и наглостью такой лжи. И тем не менее, это жило у меня в голове и диктовало мои поступки, в данном случае установку в голове — «бросать курить опасно». Достаточно много стереотипов приводит АК, что-то мне легло, что-то нет, свой самый главный я упомянул. Из второстепенных помню: «это мне не по силам», «я не хочу все время хотеть и напрягаться чтобы не курить», «тяга снизиться вполовину и с этого момента останется со мной на всю оставшуюся жизнь». Их происхождение меня более не интересует, я знаю, что они исчезают, стоит только попытаться честно ответить самому себе «А откуда я это взял и так ли это на самом деле?»

III. Я попытался принять, что мне не придется рассчитывать только на собственные силы. Помощь доступна, самый простой путь — через других людей. Оказалось, что Сила помогает и через других людей тоже.

Вероятно, я захочу что-то добавить, но пока вроде бы всё. Такие дела.

Дневник9 мая в 8 вечера я потушил последнюю на сегодня сигарету из пачки Mild Seven Lights (последнее слово — выдумка чудовища. Чтобы я думал, что могу быть у него в рабстве и не особо себе вредить. Ну или вредить лайтс, так сказать). Спал спокойно, 10 мая тоже прошло спокойно. А вот 11-го началось. Сводило челюсти, текла слюна, мысли крутились только возле одного — как я закуриваю и втягиваю в легкие дым. Нет, в этот раз не смогу, сейчас покурю, а потом начну заново. Стоит ли так мучаться. Не могу.Здесь мне очень сильно помогли следующие вещи. Самая главная — в моей голове не все мысли мои. Часть из них принадлежит чудовищу. И все аргументы за покурить — от него. Вторая — возможность поговорить с человеком, пережившим этот ад до меня. Это очень помогает, особенно когда совершенно нет сил на обращение к Силе за помощью (см. п. 8 её описания). Помогает, когда слышишь его рассказ о том, как он в три часа ночи вылетел из дома и на остановке переворачивал урны в поисках бычков, как ходил ночами по квартире не зная куда себя деть. И начинаешь думать, что все не так плохо и кажется пока по силам. Здесь отмечу, что на меня ни разу ничего не свалилось непосильное. А потом он говорит, что делал, чтобы продержаться. Я лопал виноград без косточек и пил минералку, этого оказалось достаточно. Кроме того, старался не раздражаться и не лезть в эмоциональные стычки, хорошо вести себя на дороге и не заводиться от хамства ближнего.

12 мая начался настоящий ад. Текли слюни, челюсти выворачивало, по-моему я даже плохо соображал. Виноград уходил килограммами. Приехал домой и тут вспомнил, что в бардачке лежит пачка Benson&Hedges. Контрабандная, без акцизов, «оттуда», настоящая. Я сказал, что не полезу за ней сейчас, а выкину её утром на голодный желудок, когда курить не так сильно хочется. Кое-как я улегся спать, несколько раз вставал в надежде найти сигареты, но к счастью по рекомендации АК я их все выбросил, а выходить на улицу было лень. Я позже понял, что это никотиновое чудовище так сильно хочет жить, потому и терзает меня так жестоко, ставки ведь очень высоки. 13-го у него началась агония. Я было расслабился, не купил виноград, оно опять на меня напало (хотя казалось что уже всё: слюни не текут, челюсти в порядке), пришлось опять сосредоточиться, помнить о Силе и о том, что я могу поговорить с другим человеком. 14-го оно издохло. Я проснулся утром и понял, что мне не нужно курить, я свободен. Смрад от трупа время от времени стучался ко мне в голову, но уже без ломок и другого дискомфорта. Два дня шла кровь из носа, прошло бесследно. Мне говорили, что улучшится сон, но он у меня не улучшился. Видимо в силу того, что я засыпаю в любое время и в любом положении, улучшать особо было нечего. Что я точно отметил — я перестал задыхаться на бегу. Я стал немного больше есть, даже не есть, а просто что-то грызть. Некоторые окружающие говорят что я потолстел, но меня это не беспокоит, я предпочитаю быть толстым и свободным, нежели стройным и рабом. Те, кто прошел до меня говорят, что со временм и вес нормализуется. Еще я хочу вспомнить, что не просто так отделил «никотиновое» от «чудовища». Первое издохло, я свободен от никотина, второе — живо. Пару недель назад оно решило взять меня на «моральные принципы». Диалог был примерно такой. Ему предшествовала ссора с важным для меня человеком, т.е. эмоциональное расстройство, которое вылилось в жалость к себе и мысли о сигарете. Чудовище было тут как тут.

» — А почему ты бросил курить? Только честно.»» — Из зависти. Значимая для меня женщина бросила курить, я ей позавидовал. А еще от жадности. Я потратил очень много денег на зубы за последние пол-года, мне просто жалко окуривать их дымом. Да, из зависти и жадности.»» — На тебя потому и находят временами мысли о сигарете. Потому что совершая хороший поступок ты имел нечистые помыслы. Будь они хорошими — например, из любви к себе, из любви к некурящему ближнему — ты был бы совершенно свободен, раз и навсегда. Попробуй еще раз. Тебе сейчас плохо, а сигарета так знакомо на тебя действует. Покуришь еще чуток, обретешь чистые помыслы и уже легко бросишь курить. Навсегда. А сейчас закури.»….» — Хрен тебе поперек всей морды, скотина! Я имел те мотивы, какие на тот момент мог иметь. Я не могу опираться на то, чего у меня нет. Я не люблю ни себя, ни ближнего, но ты больше не можешь попрекнуть меня этим потому что я признал это в присутствии свидетеля. Ты хочешь, чтобы я пожалел себя и обиделся на Силу, что она мне не дала чистых помыслов? Ты лжешь. Она мне помогла, оперевшись на жадность и зависть. И не её вина, что ничего более светлого во мне не нашлось. Я не буду курить. Потому что не хочу. Отойди.»

» — Еще увидимся.»